Ремнякова Светлана Федоровна
Организация адаптационной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Организация адаптационной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на возможности и индивидуальное развитие каждого ребенка
Подготовила:Ремнякова С. Ф.
Детский сад — это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Темочки:
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно выстроенная работа педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Низкая компетентность взрослых в вопросах подготовки ребенка, страх перед детским садом– самая распространенна проблема родителей.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней, среднюю (16-32 дня, тяжелую (32-64 дней, которая зависит от следующих факторов: состояния здоровья ребенка, уровня физического и нервно- психического развития;
возраста ребенка;
уровня развития общения;
типа нервной системы.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Создание условий.
В нашей группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят»,«Заюшкина избушка», «Маша и медведь».
2. Оснащение педагогического процесса
Мы обновили предметно-развивающую среду:
Обновили атрибуты к играм:
- «магазин»
- «больница»
- «парикмахерская»
- «прачечная»
- «игры с куклами»
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Потешки обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаем различные досуги и развлечения.
4. Сенсорный уголок
В группе создан сенсорный уголок, где дети развивают мелкую моторику, идет сенсорное воспитание и развитие.
- «Вкладыши»(домашние животные,геометрические фигуры)
- «Воздушные шарики»
- «Спрячь мышку» и другие.
5. Пополнили картотеки:
- картотека подвижных игр, сюжетных, ИЗО –деятельности и т. д.
-игры по сенсорному воспитанию и развитию: «Прищепки», «Разноцветные ведерки» и другие.
- папка по работе с родителями.
Мы надеемся, что наша работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие детей.
6. Взаимодействие с родителями.
-Консультации по адаптации для родителей.
-Индивидуальные беседы и рекомендации по адаптации детей.
- Родительское собрание «Первый раз в детский сад»
-Проведено анкетирование «Давайте познакомимся!»
В течении всей адаптации родители активно принимали участие в жизни группы и ДОУ: в оформлении группы, участвовали в выставке «Дары Осени», участвовали в подготовке к утреннику «Осень»
В дальнейшем мы планируем:
- Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;
- Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
- Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка, умением применять их в общении.
- Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить группу».
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице, в осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Поэтому очень хорошо иметь «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей.
Организованная работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Таким образом, можно сформулировать цели и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ.
Цель: обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Задачи: установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Вся работа проводится в три этапа:
прогностический (анкетирование, опрос, индивидуальные беседы);
практический (лекции, памятки родителям, игры-занятия с детьми);
диагностический (адаптационные карты для воспитателей, педагога-психолога, родителей).
Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др. При анкетировании и беседах с родителями выявили несколько проблем:
Сам родитель морально и психологически не готов к тому, чтобы отдать своего ребенка кому-то:
— тревожность родителей за то, что ребенок такой слабый, его будут обижать, он будет болеть; или же, наоборот, ребенок — агрессивный, энергичный, поэтому мама переживает, что никому от него не будет покоя и это тоже плохо; малыш ничего не умеет делать;
— мама сама не знает, как подготовить ребенка к детскому саду, несмотря на то, что у нее достаточный уровень образованности. Но стремления самостоятельно повышать уровень педагогической культуры отсутствует.
В настоящее время имеется достаточное количество печатного материала, но разобраться в этом море информации родители не могут. Они не знают, как правильно выбрать необходимую литературу конкретно для своего ребенка.
Родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому взрослые заинтересованы лишь в том, чтобы как можно быстрее отдать малыша в детский и их не интересует сколько времени и как он будет к нему привыкать.
Родители не задумываются о том, как процесс адаптации к детскому саду повлияет на адаптацию к школьной жизни. В то время как исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми.
По результатам проведенного анкетирования выявляются семьи воспитанников с проблемами в воспитании и развития. Данные анкетирования в дальнейшем используются в профилактической и консультативной работе с родителями.
Основываясь на полученных данных, на втором этапе необходимо подобрать консультации, которые будут способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к детскому саду, его психологическому комфорту и эмоциональному благополучию, безболезненному привыканию малыша к условиям детского сада.
Родителям раздаем буклеты памятки, которые помогают изучить работу детского сада и приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Они имеют возможность познакомиться дома с режимом дня, культурой приема пищи, задачами развития детей младшего возраста, стендовой информацией «Что делать, если…» и др.
По наблюдениям воспитателей и родителей определяется круг детей, нуждающихся в помощи.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят заместитель заведующего по ВМР, старшая медсестра, воспитатели групп. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируется уровень адаптированности детей к ДОУ, при необходимости намечается дальнейшая работа с родителями и детьми со средней степенью адаптации.
Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя, несколько детей тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Мы можем заявить, что все практически все детки справились с трудным этапом в своей жизни- с поступлением в детский сад и уже активно участвуют во всех режимных моментах, в занятиях, в общении и играх со сверстниками и взрослыми.