Рамиля Фазлыева
Опыты и эксперименты в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» -писал К. Ушинский. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Если мы хотим, чтобы наши дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, то необходимо постараться те знания, которые дети получают на занятиях ознакомления с окружающим миром, подкреплять в опытах и экспериментах. Наша цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой и неживой природы. Наша задача: через игры и простые опыты научить детей различать свойства различных тел, делать умозаключения по результатам обследования, а также укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы.
Публикация «Опыты и эксперименты в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях ИЗО, «пройти под радугой» и т. п. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Экспиремент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Во время опытов ребенку необходимо ответить на вопрос как я это делаю, а также почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Тему использования экспериментов и опытов в воспитательном процессе ДОУ я начала еще в прошлом году со своей подготовительной группой. Поэтому опыты были посложнее. Мы изучали свойства воды и почвы, песка, воздуха. А в этом учебном году мои воспитанники -это самые маленькие, практически ничего незнающие об окружающем мире малыши. Моя задача – играя, познакомить их с элементами неживой природы, в частности, мы работали с водой и воздухом, снегом и льдом, вызывали ветер, слушали тишину. В итоге дети должны были сделать самые простые для себя пока умозаключения. Воочию мы увидели, что снежинка тает и превращается в воду, вода при этом грязная; лед прозрачен, он тверд и тоже тает, превращаясь в воду; снег может быть рыхлым и мокрым; ветер может двигать предметы; солнце дает нам не только свет, но и тепло и др. В этих экспериментах участвуют все воспитанники : каждый может потрогать, понюхать, подуть, поэтому эта работа доставляет каждому из них удовольствие, приносит радость. Кроме того, знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Таким образом, мы с детства начинаем познавать окружающий мир и усваивать его законы.
Опыты и эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Чем старше ребенок, тем сложнее опыты и поисковая деятельность. И чем разнообразнее и интенсивнее будет эта работа, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. В итоге мы получим самостоятельную, разносторонне развитую личность, который точно скажет «Природа-это мы!»