Елена Колесникова
Опыты и эксперименты с водой в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательный интерес детей, любознательность.
Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
Задачи: Через игры и опыты научить детей выявлять свойства воды.
Научить детей делать умозаключения по результатам обследования.
Опыт 1. «Узнаем, какая вода».
Цель: Вода имеет вес, прозрачная, жидкая, льется.
Публикация «Опыты и эксперименты с водой в младшей группе» размещена в разделах
Материал: Две одинаковые баночки, закрытые крышками: одна пустая, другая с водой. Набор мелких игрушек, чайные ложечки. Одноразовые прозрачные стаканчики по количеству детей. Поднос, емкость для слива воды. Ящичек-шкатулка, украшенный дубовыми листьями. Игровой персонаж дубовый сучок «Добрячок».
Воспитатель обращает внимание детей на появление в уголке экспериментирования шкатулки, украшенной дубовыми листьями, интересуется, чья она.
Слышится голос игрового персонажа:
- Это мой «ящичек с секретом»!
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся: я с дуба сучок, а зовут меня Добрячок!
Был я веточкой зеленой, а потом сучочком стал,
Но в лесу я не пропал!
Мой отец могучий Дуб, его знают все вокруг,
Он меня вот к вам прислал,
Чтобы я вам помогал!
Все, что знаю подскажу, о природе расскажу,
Опыты вам покажу!
Воспитатель – Очень приятно нам с тобой познакомиться! А ты можешь объяснить ребятам, что такое опыт?
Добрячок – Опыт, это когда нужно узнать что-то новое и интересное даже о самом известном, например, о воде!
Воспитатель – Что же можно новое о воде узнать, да, ребята? Мы с водой знакомы, умываемся каждый день, пьем.
Добрячок – А вот мой «ящичек с секретом» поможет вам узнать о воде много нового и интересного! Нужно только по крышечке постучать и попросить:
«Ящик, крышку подними
И секрет свой покажи!»
- Видите, ребята, в ящичке две одинаковые банки! Интересно, в чем же секрет?
(Обследуя баночки, определяется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая.)
Откроем первую банку. Что в ней? (ничего нет, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и легкая (дает детям подержать).
Воспитатель - А что же во второй банке? Эта баночка тяжелая.
Добрячок – В ней что-то булькает, плещется. Что бы это было? Вы уже догадались, ребята? (Ответы детей.)
- Конечно, вода! Смотрите: она чистая и прозрачная. Это можно проверить. Сначала нужно снять с банки крышку, а теперь мы в нее опустим ложечку.
Дети выполняют задание сначала с ложкой, затем с другими предметами и убеждаются, что все их хорошо видно через воду.
Добрячок – Это доказывает, что вода прозрачная.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Добрячок – А если мы банку с водой наклоним, что произойдет? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода жидкая!
Воспитатель – Добрячок, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется.
Дети выливают воду из стаканчиков в подготовленную емкость и смотрят, как она льется.
Воспитатель благодарит Добрячка за интересные опыты и приглашает еще приходить к детям со своим «ящиком с секретом».
Опыт 2.
Цель: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса. В воде некоторые вещества могут растворяться, при этом она меняет цвет, запах, вкус.
Материал: Игровой персонаж дубовый сучок «Добрячок», «ящик с секретом», три одинаковые бутылочки с водой, краска гуашь красная, кисточка, пакетик черного растворимого кофе, кусочки сахара рафинада, прозрачные одноразовые стаканчики и ложки по количеству детей.
Воспитатель – Ребята, я слышу чью-то песенку, кто-то к нам идет:
«Я не мамкин сын,
Я не папкин сын,
Я на дубе рос,
Ветер буйный меня снес,
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек!»
Появляется знакомый детям персонаж - дубовый сучок «Добрячок» со своим ящичком.
Добрячок - Здравствуйте, ребята, мне так понравилось с вами заниматься, а вам понравились мои опыты?
Ну-ка, откроем мой ящичек с секретом и посмотрим, что у нас сегодня интересного! Помните, какие нужно сказать слова? (Ящик открывается.)
Добрячок – Вот три одинаковые бутылочки, но что-то в них есть. Догадались? Конечно, это вода! Вспомним, какая вода? (Чистая, прозрачная.)
Убирает две бутылочки.
- Хотите, научу вас делать фокус с водой? Тогда смотрите и учитесь: я беру бутылочку и наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как легко льется водичка, потому, что она жидкая. Все, полный стакан. Посмотрите, какая она чистая, а еще какая? Прозрачная. А теперь я беру баночку с краской. Какого цвета краска? (Красная.) Открываю баночку, набираю густую, красную краску на кисть и опускаю в стакан с водой.
Раз, два, три! (Размешивает краску кисточкой в воде.) Фокус-покус, получись!
Какого цвета стала вода? Красного! Теперь проверим, прозрачная она или нет. (Опускает в стакан ложечку.) Видно ложечку? Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.
Воспитатель – Вот какая вода - волшебница, растворила такую густую краску! (Дети, по желанию повторяют фокус.) А зачем нам еще вода в бутылочке?
Добрячок – А я еще хочу показать ребятам фокус, как вода может менять не только цвет, но и вкус, и запах. Попробуем воду из третьей бутылочки. (Наливает воду детям в стаканчики и предлагает сделать по глоточку. Интересуется, есть ли у воды вкус, запах.) Ничем не пахнет и без вкуса. А теперь я положу вам в стаканчик немного растворимого кофе. Размешайте, какая стала вода? (Коричневая и стала пахнуть кофе.) Правильно, вода растворила кофе, поменяла свой цвет и стала пахнуть. А теперь попробуйте, есть у воды вкус? (Она стала горьковатой.) Дети, а можно воду сделать сладкой? Как? (Добавить сахар.)
Возьмите по кусочку сахара и положите в свой стакан, размешайте его ложечкой. Смотрите, как вода растворяет сахар, его становится все меньше и меньше. Попробуйте теперь воду на вкус: какая она стала? Конечно, сладкая! Вода, ребята, может и цвет поменять, и запах, и вкус! Вот такое волшебство!
Воспитатель – Спасибо, Добрячок, за интересный фокус! А вы, ребята, можете показать его дома, своим мамам и папам, чтобы они это тоже узнали.