Елена Гнеушева
Опыты и эксперименты с водой для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Как я упоминала в своем опыте работы, одним из целевых ориентиров ФГОС является любознательность детей, их желание экспериментировать.
Но я стала замечать, что в своей педагогической деятельности воспитатели часто используют «классический» набор экспериментов с водой (демонстрируют ее свойства: прозрачность, отсутствие формы, запаха и вкуса, способность растворять, три состояния воды (жидкое, газообразное, твердое); демонстрируют плавучесть предметов из разных материалов, забывая, а возможно не зная, как разнообразны могут быть опыты в этом направлении.
Цель:
Публикация «Опыты и эксперименты с водой для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера.
1) Опыт «Тонет – не тонет» (опыт проводится с педагогами)
Часто мы, воспитатели, показываем детям как плавучесть предметов зависит от материала (дерево, пластмасса, пенопласт не тонут, а камни и металлические предметы быстро идут на дно). Давайте проверим, только ли от материала зависит будет плавать предмет или нет!
Перед вами лежат два кусочка пластилина, из одного давайте сформируем комочек и попробуем опустить в воду. Что случилось? Он утонул. А другому кусочку давайте предадим форму лодочки, и опустим на воду. Что получилось? Какой вывод сделаем?
2) Опыт «Почему плавают железные корабли?» (опыт проводится с педагогами)
Из ранее проведенных опытов дети помнят, что металлические предметы тонут, и часто у детей возникает вопрос: «А как же плавают железные корабли? И почему они не тонут?»
Дать ответ на этот вопрос поможет следующий опыт. Опустим в воду железные предметы. Что случилось? Они утонули. А теперь опустим металлические емкости (баллончики, фляжки и т. д.). Что произошло? Почему они не утонули? Так и внутри кораблей есть отсеки с воздухом, который держит судно на плаву.
3) Опыт «Камни и воздушные шарики» (опыт проводится с педагогами)
Перед вами лежит воздушный шарик, в котором находится небольшой грузик (камешек). Давайте опустим сначала ненадутый шарик в воду. Что с ним произошло? (Утонул). А что надо сделать, чтобы он не тонул? (Надуть) Педагогам выдаются другие шарики с такими же камешками внутри, но надутые. Давайте попробуем опустить в воду эти шарики, что произошло?
На этом опыте можно объяснить детям каким образом плавают рыбы. У них внутри есть плавательный пузырь. Если в нем мало воздуха, то рыба плывет вниз, а если много, то вверх.
4) Опыт «Мандарины» (опыт проводится с педагогами)
Этот опыт можно проводить двумя способами: можно сначала продемонстрировать (опустить в воду очищенный мандарин и мандарин в шкурке) и предложить детям сделать вывод из увиденного. А можно предложить выдвинуть сначала гипотезу: какой мандарин утонет, а какой всплывет и спросить, почему дети так думают. А вы как считаете какой мандарин утонет, а какой всплывет. Давайте проверим! Почему так происходит?
На этом опыте хорошо показывать принцип действия спасательного жилета. У мандарина под кожурой находится прослойка воздуха, как в спасательном жилете. Вот мандарин и не тонет!
5) Опыт «Водолазный колокол» (опыт проводится с педагогами)
Перед проведением этого опыта, детям можно показать и рассказать о таком приспособлении как водолазный колокол. Потом выдвигается гипотеза: а правда ли в колокол не попадает вода и предлагается проверить. У нас есть бумажные водолазы (бумажные - потому что бумага легко намокает, и мы сразу поймем попала ли вода в водолазный колокол, которые прикреплены на деревянные плотики. Накрываем их импровизированным колоколом (для наглядности он прозрачный) и опускаем на дно. И аккуратно поднимаем обратно. Проверяем бумажного водолаза, намок или нет? Делаем вывод.
6) Опыт «Дождик в банке»
При рассказе детям о круговороте воды в природе мы часто используем схематическое изображение этого процесса или рассказываем сказку о путешествии капельки. Но ведь это явление можно продемонстрировать наглядно!
Для этого берется большая банка, наливается в нее очень горячая вода, на горлышко кладется пакет или блюдце и помещается лед или снег. Горячая пода испаряется, но на своем пути встречает препятствие в виде холодного снега и пар конденсируется в облачко и падает вниз импровизированным дождем.
7) Опыт «А нужна ли растениям вода?»
На занятиях экологической направленности, мы всегда рассказываем детям, что вода нужна всему живому. Что касается людей, животных, рыб, птиц - детям это очевидно и у них не возникает вопросов (они могут видеть, что животные и птицы пьют воду). А вот по поводу растений ребенок может засомневаться и тут необходимо наглядно продемонстрировать как растения «пьют» воду. Простого полива тут недостаточно.
Для демонстрации мы берем воду, растворяем в ней пищевые красители и ставим в эту подкрашенную воду растения (белая хризантема, стебли сельдерея, через несколько дней видим: хризантемы окрасились. У сельдерея сосуды (ксилемы) в стебле широкие, поэтому хорошо видно, что они, так же как и листья стали красными. Чтобы поддерживать жизнь, растению нужно обеспечить водой свои листья. Через сосуды находящиеся внутри стебля, оно втягивает красную воду вверх.
Вода – вещество привычное, но необычное! Опыты с ее использованием очень разнообразны!
И в завершение мастер-класса я бы хотела раздать коллегам памятки, в которых изложены все проведенные сегодня исследования.