Елизавета Антошкина
Опыты и эксперименты для детей старшей группы по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Кочкуровский детский сад "Улыбка"
Опыты и эксперименты для детей старшей группы по образовательной области "Познание"
Подготовила: Антошкина Е. М.,
воспитатель старшей группы
Кочкурово - 2014
Опыты и эксперименты для старшей группы
Осень
Помощница вода.
Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Публикация «Опыты и эксперименты для детей старшей группы по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
Игровой материал: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Ход игры: Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Где теплее?
Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Игровой материал: Два термометра, чайник с горячей водой.
Ход игры: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на диване, т. е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).
Что быстрее?
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Игровой материал: Два листа писчей бумаги.
Ход игры: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках, то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первые лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
Разные отражения.
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.
Игровой материал: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Делают вывод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».
Волшебный шарик.
Цель: Установить причину возникновения статического электричества.
Игровой материал: Воздушные шары, шерстяная ткань.
Ход игры: Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены, выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда.
Мир бумаги
Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.
Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт, горит, намокает, мнется, рвется, режется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой — медленнее.
Прямо или по кругу?
Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.
Игровой материал: Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.
Ход игры: Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной, если бы планета его не притягивала (земное притяжение). Ставит вместе с детьми опыт : разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой, делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.
Темный космос
Цель: Узнать, почему в космосе темно.
Игровой материал: Фонарик, стол, линейка,
Ход игры: Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.
Мир ткани
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:
Ход игры: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —» опустить в емкость с водой и определить скорость намокания -» сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.