Юлия Байрузова
Опытно-экспериментальное занятие «Под твоей ногой — чей то дом»
Опытно- экспериментальное занятие :
«Под твоей ногой - чей то дом!»
Цель : дать представление о некоторых свойствах почвы.
Задачи:
Образовательные : рассказать детям о правилах поведения на природе.
Развивающие : развивать способность делать выводы из наблюдений.
Воспитывать: чувство бережного отношения к планете.
Оборудование:
Ёмкости с землёй и водой.
Картинка или игрушка крота.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приготовила для вас интересное путешествие! Вы готовы отправиться со мной?
Дети – да.
Публикация «Опытно-экспериментальное занятие „Под твоей ногой — чей то дом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель : Отлично, тогда начнём!
Утром рано на полянке
Повстречался деткам зайка.
Предложил он им затею
Всем побегать, поиграть,
Да по травке поскакать.
Вам понравилась идея?
Все подходим, не робея!
Ой, что я слышу? Кажется, кто то плачет?
Вы слышите, ребята?
Крот: я не скажу вам, кто я. А вот загадку разгадаете- сами все узнаете!
Воспитатель: ребята, разгадаем загадку нашего гостя?
Крот: Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у …
Дети – это крот!
Крот: правильно. Выходит вы знаете, кто я, а все равно меня обидеть хотите.
Воспитатель: кто тебя обидеть хочет? Наши ребята воспитанные и совершенно никого не обижают.
Крот: нет, хотели. Вы же сами говорили :v Всем побегать, поиграть,
Да по травке поскакать. Говорили?
Дети : да.
Крот: Так вы по моему дому поскакать хотите. А вы вот какие большие да сильные. И ноги у вас большие. Сейчас все мои ходы испортите, все запасы в кладовых пропадут. Эх, прощай мой домик. А я столько трудился, так старался, рыл его. Мой дом – прямо под вашими ногами. И вы не только мой домик можете испортить. Хотите знать, чей ещё? Отгадайте загадку.
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы. А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки.
Дети - червяк.
Крот: верно. А вот ещё :
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
Дети : муравей!
Крот : и это правильно. А вы сейчас здесь всё натопчите, разрушите наши домики, нас не заметите.
Воспитатель: Неужели мы сможем тебе так навредить? Как же ты живешь под зёмлей? Чем же ты дышишь? Мы вот – воздухом. А ты?
Крот: и я – воздухом. Вы не верите,что в земле есть воздух? Думаете, что я вас обманываю? А хотите, докажу?
Дети – да!
Опыт 1. Воздух в почве.
Крот: Вы дышите воздухом. Как вы об этом узнали?
Воспитатель: Посмотри, у меня есть трубочка и стакан воды. Я набираю воздух в лёгкие и дую в воду. В воде появились пузырьки- это и есть воздух.
Несколько детей пробуют самостоятельно.
Крот: положить попробуй в воду землю и вы увидите, что будет.
При помощи детей в ёмкость с водой нужно положить землю.
Дети : появились пузырьки, значит там тоже есть воздух!
Крот: правильно дети. А теперь попробуйте положить землю из под ваших ног- по которой вы уже ходили.
Воспитатель набирает землю с тропинки и помечает на ёмкости значком человеческого следа, наливая в него воду:
Ох, ребята, вода совсем плохо проходит, пузырьков совсем немного. Что бы это значило?
Дети: в земле с тропинки воздуха меньше!
Воспитатель: Вам интересно, почему в утоптанной земле меньше воздуха?
Дети : да!
Опыт 2.
На предварительно расстеленной плёнке лежим земля. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть её. Дети должны обратить внимание, что в земле есть пустые места- там и прячется воздух.
-А теперь давайте попробуем сжать землю рукой.
Каким теперь стал комочек земли? Он стал больше или меньше?
Дети : комочек стал меньше.
Воспитатель: Потому что пустые места исчезли, воздух ушёл и не осталось больше свободного места.
Крот: Тоже самое происходит и на тропинках, по которым вы ходите. Там не будет больше места для нас.
Воспитатель: что же нам делать, ребята?
Дети: не ходить там, где домик крота.
Воспитатель : Но как же мы будем узнавать, где его домик?
Крот: нет, ребята. Вам ведь нужно где то бегать и играть. Ходите в лесу и в городе по уже протоптанным тропинкам и дорогам. Мы там домики уже не будем строить.
Вы очень поможете нашей планете и моим друзьям, если не будете бегать везде, а только по тропинкам.
Если не будете мусорить в лесу, а выбрасывать его в мусорный контейнер.
И даже если не будете выливать грязную воду прямо на землю, вы тоже поможете. Показать, как?
Опыт 3. Нужны две ёмкости – одна с чистой водой. Вторая- с грязной, мыльной и ёмкость с землёй.
Воспитатель: перед вами чистая вода. И грязная. Вот такую грязную воду с остатками мыла, порошков иногда выливают на землю.
Поливаем землю чистой водой.
Дети: вода впиталась в землю. Её не видно.
Кто -то из воспитанников самостоятельно выливает вторую ёмкость с водой.
Воспитатель: что вы видите?
Дети: земля стала белой, появились подтёки.
Крот: не хочу жить в таком доме. И дышится нам тяжелее. И домики наши рушатся. Поэтому скоро уйдём мы отсюда и будем искать себе новый дом.
Воспитатель: нужно позаботиться о нашей земле и её подземных жителях. Это может сделать каждый из нас. Ребята, вы запомнили, что мы можем сделать?
Дети: Не бегать в лесу и в городе по лужайкам, а только про уже существующим тропинкам.
Не выливать грязную воду в землю и не мусорить.
Крот. Вот спасибо вам, ребята. Теперь я спокойно могу жить в своём домике.
Воспитатель: мы заслужили немного отдохнуть :
Рыжий, рыжий, рыжий лес плавные движения кистей рук
Осыпает листья. сверху вниз (падающие листья)
Он диковинки свои держит на виду!
Осень по лесу идет
Вкрадчиво, по-лисьи «лисий» шаг
А за нею по пятам осторожные шаги на носочках
Тихо я иду.
Крот: вот такие игры мне больше по душе. До свидания, ребята. До встречи в лесу.
Дети: до свидания.