Ольга Кошелева
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Приключения капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются)
2. Эмоциональная настройка детей.
Воспитатель. Ребята, какое у нас сегодня настроение?
(Хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой – друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
3. Постановка образовательной деятельности.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Приключения капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Ребята, сегодня нас ждет необычайное кругосветное путешествие, потому что сегодня утром почтальон принес для нас письмо.
Его прислали нам ребята младшей группы.
(читает письмо)
Дорогие ребята, скоро наступит лето. Можно будет купаться в речке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды.
Поможем ребятам, узнать о свойствах воды? (да)
Сейчас мы начинаем подготовку к кругосветному путешествию. Кто бы хотел принять участие в полете вокруг земли?
А на чем мы с вами полетим? (самолет, ракета, ковер-самолет, звездолет и др.).
Вы уверены, что наша ракета взлетит? (да, нет).
Ребята, чтобы наша ракета взлетела нужно заранее все рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета.
Я предлагаю решить расчетные задачи:
1. У ракеты 4 двигателя.
Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя? (2).
2. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута.
Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).
3. Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (среда).
Ответы верные. Все готово.
Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики).
Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли.
Внимание! До старта осталось 10 секунд, ( дети хором считают: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт).
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).
- Что такое Земля? (планета, шар и др.).
- Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды, она занимает большую часть планеты).
Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озёр.
- Как вы думаете, это много или мало? (много).
У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода.
Так много или мало воды на планете? (много).
На борту нашего космического корабля есть лаборатория.
Ребята хотите попасть в лабораторию, (да, тогда надевайте халаты, проходите.
«Опыт с пресной и соленой водой»
Цель:
подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; расширить представления о свойствах пресной воды и соленой.
- Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? (ответы детей)
- Хотите попробовать какая вода на вкус? (да). (Предлагаю попробовать воду из стаканчика).
- Какая она на вкус? (горькая, соленая, невкусная).
- Можно ее пить? Готовить на ней пищу? (нет).
- А теперь попробуйте эту воду (предлагаю чистую воду).
- Какая она на вкус? (Несоленая, вкусная, чистая).
Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю) - дети сравнивают.
Вывод: пить можно только пресную воду.
2 опыт «Опыт с солёной и пресной водой»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода может засоряться.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
Дайте воде отстояться.
В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Ребята, какой можно сделать вывод.
Вывод: в пресной воде частички земли становятся лёгкими и легко смешиваются с водой.
- А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.
-Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
Ребята, что нужно делать, чтобы сохранить пресную воду? (ответы детей)
Правильно нужно беречь воду.
Хотите послушать сказку? (да) проходите в кабину корабля, продолжим наше путешествие.
(проходят на свои места)
- Ребята, послушайте «Сказку о каплях» (Б. Пластова, из книги Маханевой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста».)
Жила-была на небе большая синяя Тучка, она состояла из множества капелек. Капельки были маленькие и большие, добрые и злые, трусливые и смелые.
Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной капельке. Эта капля была очень любопытная и непоседливая. Ей очень хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла туче немало хлопот. И вот однажды туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного. Хочешь?»
«Конечно, хочу!» - кивнула своим озорным хвостиком капелька и в туже секунду оказалась на земле. Она попала в океан.
(читаю детям сказку)
В безграничном океане плавала Капля. Но она не знала о том, что она Капля, плавала в океане. Но в один ясный солнечный день подул легкий ветерок, и Капля оторвалась от глади воды, вот в этот момент она вдруг и осознала себя.
Ей очень понравилось чувство легкости, ветерок нес ее над водной гладью, и Капля с восторгом рассматривала поверхность под собой. Затем Капля стала еще легче, и воздушный поток понес ее выше к небу. Там она вдруг увидела много таких же невесомых капель, как она. Повинуясь воле ветра, они летели по небу. Сначала это было легкое облачко, но постепенно капель собиралось все больше и больше. О! Вот уже большая туча плыла по небу. Пока туча собиралась, ветер отнес каплю достаточно далеко от того места, где она оторвалась от поверхности океана.
Вдруг капля почувствовала, что с ней происходит что-то новое и необычное. Она обретала новую форму. А затем какая-то сила повлекла ее вниз. Капля, а теперь это была уже снежинка, мягко парила над землей, плавно приближаясь к ней. Снежинка упала на воротник маленькой девочки.
-Ой,- сказала она своей подружке, - Посмотри, какая красивая снежинка упала мне на воротник! Подружка подошла поближе, чтобы рассмотреть, и в какой-то момент снежинка увидела свое отражение в ее глазах, но уже в следующий момент, девочка выдохнула теплый воздух и снежинка растаяла…
(Дети вспоминают, что произошло с капелькой.)
(показываю схему круговорота воды в природе).
Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое круговорот воды в природе. (Идет дождик, вода уходит в землю, затем испаряется, образует тучку)
Физкультурная минутка.
На нашем корабле есть спортивный зал, и я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу»
Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками.
(Включается музыка и идет дождь).
Воспитатель: Вы полетели путешествовать на землю.
( Дети: Прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.)
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети: капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Дети: Капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
Воспитатель:
- Прошу не покидать свои места. Сейчас мы пролетаем над Антарктидой.
- Какая там погода? (холодная)
- Почему холодно?
- Какие бывают осадки? ( ответы детей: снег)
- Послушайте загадку:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки - над миром пушинки, (зима).
А что, на самом деле, сидит где-то наверху седая старушка, трясет перину, и поэтому летят снежинки? (нет, да). Конечно, нет. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший пар. Только весной, летом, осенью он превращается в капельки дождя, а зимой - в снежинки.
Ребята, посмотрите, как образуются капельки воды.
3 Опыт : «Образование пара и превращение его в капли воды»
(наливаю в стакан кипящую воду – дети наблюдают поднимающийся над ним пар, затем кладу на стакан стекло - пар оседает на стекле, когда поднимаю стекло, с него стекают капельки воды).
Вывод: пар - это капельки воды.
Ребята, нам пора возвращаться.
Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать, (ответы детей).
Ребята, вот мы вернулись домой.
Как называется станица, в которой мы живём? (ст. Багаевская)
Как называется река, на берегу которой расположена наша станица? (река Дон)
Какая вода в реке Дон? (пресная)
(Показываю «картинки реки»)
Посмотрите ребята, какие красивые у нас река и берега!
Какое богатство красок! Дон дарит нам эти краски, принося нам радость. В Дону водится много видов рыб. В любое время года люди с удовольствием ходят отдыхать на берег реки.
(беру черную бумагу, прикрепляю её в определенных местах на картинке).
Ребята, я отметила места, где люди сделали берег мертвым. Таких пятен становится все больше и больше. Почему появляются такие пятна на берегу? (Потому что люди там оставили мусор.)
Ребята, что произойдёт, если загрязнять берег и воду в реке? (ответы детей).
Мне бы, очень хотелось, чтобы вы помогли нашей планете Земля, не оставляли мусор, не загрязняли водоёмы. Обещаете? (да). Спасибо за обещание. Я знаю, что вы сдержите слово. Ведь так приятно и радостно видеть, когда цветут сады, зеленеют леса, поют птицы. И Земля не останется в долгу. Она щедро дарит нам свои плоды - орехи, ягоды, грибы, шишки, лекарственные травы. Я желаю, чтобы вы выросли сильными, крепкими, здоровыми, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать Землю.
Итог образовательной деятельности.
Ребята, вспомните, пожалуйста, что вам больше всего понравилось во время нашего полёта?
Что мы узнали о воде?
- Пить воду можно только пресную.
- Существует круговорот воды в природе.
-Капельки воды превращаются в пар.
-Соленой воды больше чем питьевой.
- Воду нужно беречь.
Молодцы ребята, сейчас мы отправимся в группу, напишем письмо
ребятам, в котором расскажем все о воде.
На память о нашем путешествии, хочу подарить вам веселые капельки.