Олеся Георгиевна Мордовская
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
4 Опыт работы по проблеме экологического образования посредством экспериментирования с неживой природой в МАОУ Овсянковская СОШ ГДО «Берёзка»
Дошкольная образовательная организация (далее по тексту ДОО) дет-ский сад «Берёзка» расположен в типовом одноэтажном, деревянном здании, построенном в 1964 году, общая площадь земельного участка 5144 квадратных метров.
Вся зона, в которой расположен детский сад, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняется отсутствием промышленных зон вблизи детского сада, которые являлись бы источниками экологической опасности. Детский сад окружен жилыми домами.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Анализ природной развивающей среды, созданной в дошкольной образовательной организации, позволил установить следующее: дошкольное учреждение находится в живописном месте. Вся территория детского сада хорошо озеленена: по игровым участкам посажены высокие деревья (лиственницы, березы, являющиеся преградой для сильного ветра, создающие тень в жаркие летние дни. На территории детского сада представлены разные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревьев на участке достаточно много. Все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.
За основу в своей работе я взяла программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом».
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:
- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и при-родных явлениях;
- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бе-режное отношение ко всему живому.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – эксперименты.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
Работу с детьми по данному направлению я начала с младшей группы. В этом возрасте детям необходимо дать элементарные знания об объектах неживой природы: воде, песке. Большое значение я уделяла знакомству детей с водой, со свойствами воды, значению воды в жизни людей, животных и растений.
Прежде, чем начать работу я поставила перед собой ряд задач:
1. Формировать у детей осознанные представления о воде.
2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
3. Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
В группе организовала уголок для проведения исследовательской дея-тельности. Благодаря этому дети могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты).
В ходе таких элементарных, занимательных экспериментов, дети узнавали, что вода бывает горячая и холодная; если воду окрасить краской, она становится разноцветной. Вода течёт, её нельзя удержать в ладошках.
Проводила с детьми игры – эксперименты с тонущими и плавающими веществами, пускали бумажные кораблики.
Использовала малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
На музыкальных занятиях с музыкальным руководителем использовали различные аудиозаписи «Звуки воды в природе».
В средней, старшей, подготовительной группе разработала модель обучения детей организации экспериментирования, перспективное планирование занятий для каждой возрастной группы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включало в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Для реализации всего объема работы в группе была создана мини-лаборатория, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании лаборатории учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Большой интерес у детей вызывали познавательные занятия с элементами экспериментирования. Для этого использовались следующие темы занятий: «Камни», «Сравнение песка, глины, камней», «Где живёт капелька». На занятиях дети знакомились со свойствами объектов неживой природы: сравнивали глину, песок, камни. Узнавали новые свойства воды. Знакомились с круговоротом воды в природе. Интересно проходили занятия в средней группе, когда дети искали воздух, проводили эксперименты, чтобы обнаружить его.
В подготовительной группе дети очень любят игры, занятия соревновательного характера. Для поддержания интереса и закрепления материала, в конце учебного года я подготовила игру «Брейн – ринг». Разработала задания к игре, оформила группу, пригласила жюри (воспитателей с других групп). Детей разделила на две команды, у каждой команды было своё название. Дети были очень активны, отвечали на вопросы. В качестве болельщиков, были приглашены родители.
Дети очень любят разнообразные фокусы: для этого, помимо экспери-ментов на занятиях, я использовала занимательные опыты (с яйцом, спичками, скрепками и др. материалами). Детям было очень интересно, они сами «превращались» в фокусников и многие фокусы (опыты) проводили самостоятельно.
Большое значение придавала работе с родителями. Опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками.
Основной формой работы с родителями является родительские собрания. Собрания старалась проводить в виде деловых игр, дискуссий, круглого стола.
Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада, выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. Для родительского уголка я подобрала и оформила следующие консультации:
- «Воспитание любви к природе»;
- «Сбережем родную природу»;
- «Роль экспериментов в экологическом воспитании дошкольников»;
- «Формы организации экологического воспитания дошкольников» и др.
Также мною проводится работа с педагогами ДОУ. Давались открытые занятия и консультации. Обменивалась опытом с педагогами других ДОУ на семинарах практикумах.
Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.
В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».