Khrapova
Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в центре детского творчества
2.1 Анализ деятельности центра детского творчества по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста проводилась на базе некоммерческого частного общеобразовательного учреждения «Центр детского творчества «___» в городе. Количество детей школьного возраста, посещающих кружки и мастерские художественно-эстетической направленности, составляет 25 человек (3 группы).
Публикация «Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Центр детского творчества производит свою деятельность в сфере образования в соответствии с объектом и задачами работы, установленными Федеральным законодательством и Уставом.
Основные задачи учреждения дополнительного образования:
- воспитывать у обучающихся личностную мотивацию к познанию искусства и творчества;
- развивать творческие компенции учащихся;
- реализовать дополнительные образовательные программы и услуги в интересах личности, общества, страны.
Цель центра детского творчества «___» :
• воспитание общей культуры личности обучающихся на базе федеральных образовательных стандартов;
• создание основ формирования профессиональной культуры;
• воспитание общей культуры личности обучающихся на базе усвоения содержания дополнительных образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
• создание основ для осознанного отбора и последующего развития программ профессионального обучения, воспитания гражданственности и любви к Родине;
• развитие умственных способностей обучающихся, воспитание предприимчивой, социально адекватной, художественно и эстетически грамотной личности гражданина Российской Федерации;
• воспитание и развитие личной мотивации к обучению и творчеству, исполнение программ последующего становления и общего служения на благо личности, общества и страны.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей предусмотрены по надлежащим направлениям:
а) художественная культура;
б) физическая культура и спорт;
в) музыка.
Организованная работа в центре детского творчества «___» по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста предусматривает различные направления деятельности:
1. Создание факторов художественно-эстетического воспитания детей;
2. Работа с учителями;
3. Работа с воспитанниками детского центра;
4. Организация контактов с родителями (законными представителями);
5. Координация работы с другими учреждениями по задачам художественно-эстетического воспитания.
Для многостороннего художественно-эстетического воспитания школьников в Центре детского творчества «___» имеется в наличии актовый зал, оснащенный профессиональным музыкальным оборудованием и музыкальными инструментами для самостоятельных занятий. Художественная студия оснащена всем необходимым оборудованием, литературой и пособиями для ведения учебного процесса по изобразительному искусству.
Взаимодействие педагогов и детей охватывает всевозможные формы и методы работы : работа в группах, развлекательные мероприятия, музыкальные вечера с акцентом на определенную тему, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, произведение рукодельных книжек и др.
Важнейшими педагогическими предпосылками осуществления художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста являются :
- обновление пространственно-предметной среды;
- вариативность в выборе тем для изучения, форм, средств, методов работы с детьми, материалов по данному направлению;
- креативный подход к содержанию образования;
- проведение занятий по рисованию, лепке, аппликации для знакомства детей с природой; внедрение музыкальных произведений на уроках искусства;
- создание атмосферы эмоционального благополучия;
- применение личностного подхода к воспитанию детей;
- реализация краеведческого подхода к отбору содержания изобразительной, музыкально-художественной деятельности (систематическое ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, творчество и быт);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- последовательная коммуникация в работе с учреждениями культуры города.
Особое значение для художественно-эстетического воспитания имеет повышение квалификации педагогов художественно-эстетического воспитания, систематическое повышение их педагогической компетентности, которое совершается по нескольким направленностям: повышение квалификации педагогов в рамках подготовки предметов исполняется через семинары-мастер-классы, консультации, открытые уроки, конкурсы.
В системе работы Центра детского творчества «___» в сфере художественно-эстетического воспитания проводятся тематические мероприятия-смотры, открытые экскурсии, взаимопосещение занятий педагогами в рамках образовательной организации, конкурсы детского творчества, участие педагогов в городских методических объединениях, демонстрация личного опыта на городских мероприятиях, активное участие в работе муниципальных методических кружков, презентация собственного профессионального опыта.
В Центре детского творчества «___» педагогический коллектив разрабатывает мероприятия, нацеленные на расширение знаний по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста, а именно:
1. Педагогический совет «Красота – это то, что создает человек»;
2. Деловая игра «О русских народных обычаях, традициях и творчестве»;
3. Семинар «Художественное творчество и дети»;
4. Русский фольклор «Бабушкина школа»;
5. Консультирование «Развитие личности ребенка в процессе приобщения к искусству».
В целях повышения компетентности родителей в сфере художественно-эстетического воспитания проводятся различные мероприятия.
1. Совместная выставка-вернисаж родителей и детей «Что нам принесла осень»;
2. Музыкальный салон «Музыка вокруг нас»;
3. Мастер-класс для родителей с детьми «Формирование творческих способностей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционных технологий»;
4. Игра-тренинг для родителей «Творчество у детей»;
5. Родительское собрание «Художественно-эстетическое воспитание учащихся в художественных классах».
Художественно-эстетическая воспитательная работа является частью целостного воспитательного процесса, в котором принимают участие все участники учебного процесса: педагоги, дети, родители.
Задачи художественно-эстетического воспитания :
1. Приобретение теоретических знаний.
2. Формирование эстетического восприятия предметов находящегося вокруг мира и художественных образов.
3. Развитие заинтересованности к мировой художественной культуре.
4. Воспитание чувства потребности в красоте.
5. Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
6. Развитие практических навыков.
7. Формирование творческих способностей.
8. Формирование положительной мотивации продуктивного творчества.
9. Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Механизмы реализации предложенных задач:
- организация деятельности школьников, соответствующей профессиональному самоопределению, самореализации и развитию личности каждого ребенка через детские объединения всех направлений;
- содействие в решении личных проблем детей и молодежи, формировании у них нравственных ценностей, творческой и общественной активности через детские объединения социально-педагогической направленности;
- воспитание духовно-культурных и исторических ценностей, внимания к истории и культуре народа через объединения детей культурно-краеведческой и туристско-краеведческой направленности;
- обучение спортивно-техническими кружками детей сознательному и ответственному подходу к задачам собственной безопасности и безопасности окружающих;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществление гармоничного развития личности, воспитание в них ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с личностными возможностями учащихся.
Во взаимодействии специалистов центра прослеживается связь в реализации педагогических и воспитательных задач в художественно-эстетическом воспитании, содержание педагогического процесса включает в себя разноплановые мероприятия, связанные с художественно-эстетическим воспитанием, которые доступны ребенку в условиях максимальной творческой деятельности.
Для достижения результатов в художественно-эстетическом воспитании Центр детского творчества «___» придерживается всеохватывающего подхода с другими учреждениями образования и культуры.
Коллектив сотрудничает напрямую с детской библиотекой (дети принимают участие в букинистических праздниках, навещают выставки в библиотеке, детской школе искусств (дети, обучающиеся в детской художественной школе, дают выступления в центре, групповые выставки.
В настоящее время в практике образовательной организации «___» возникают трудности в проведении занятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в подгруппах и личностном подходе к детям в проведении художественно-творческой деятельности, гарантии эмоционального благополучия, непосредственного общения с каждым ребенком, уважительного обращения с продуктом работы, его чувствами и потребностями, заинтересованностью.
Таким образом, анализ деятельности образовательной организации Центр детского творчества «___» по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста показал, что работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного воспитательного процесса и включает в себя всех субъектов: педагогов, детей, родителей. Помимо прочего, центр взаимодействует с другими культурными организациями по художественно-эстетическому воспитанию детей. В целях повышения компетентности родителей в художественно-эстетическом воспитании организуются и проводятся всевозможные мероприятия.
В образовательном процессе детского центра и в системе работы по художественно-эстетическому воспитанию детей школьного возраста существует сложность организации занятий с детьми с внедрением и реализацией таких форм, как работа в подгруппах и индивидуальная работа с детьми. В образовательной организации необходимо целенаправленно разработать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию школьников.