Прохорова Екатерина
Опыт работы ДЮЦ по созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Опыта работы ДЮЦ «АРС» по созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможноостями здоровья и детей-инвалидов
Безбарьерная среда – это среда, в которой все виды преград для осуществления продуктивной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями максимально устранены.
Публикация «Опыт работы ДЮЦ по созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В последние годы в нашей стране, все большее внимание уделяется образованию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Право на получение образования является неотъемлемым для каждого человека, о чём говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
И если обучение детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы проводится, то опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен, но в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды.
1. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».
2. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса. Профилизация - овладение той или иной профессиональной деятельностью, связанной с изучаемой специальностью.
3. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
Важным фактором в работе учреждений дополнительного образования является обновление ресурсов, а следовательно расширение спектра педагогических услуг.
В нашем учреждении есть опыт работы с детьми с ОВЗ. Проблемой обучения и воспитания детей данной категории ДЮЦ «АРС» занимается давно, но более плотно с 2017 года. В чём разница и с чем это связано? Разница в том, что образовательные услуги наше учреждение предоставляло детям с ОВЗ, но не всех категорий (в основном это дети с лёгкими физическими отклонениями состояния здоровья, с октября 2017 года в трёх филиалах практически для всех категорий (это дети с ДЦП, синдромом Дауна, дети с лёгкими и тяжёлыми случаями задержки психологического развития, глухие и слабослышащие, слабовидящие и исключением слепых, аутисты).
Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, частично организована безбарьерная среда в 2-х филиалах учреждения. В фииале - клуб «Тонус» безбарьерная среда соответствует всем требованиям строительной нормы и правил, определяющих доступность инвалидов.
Были расширены дверные проёмы центрального входа, раздевалки и нескольких кабинетов, демонтированы дверные пороги, установлены входные двери и поручни. За счёт перепланировки имеющихся помещений были сделаны санитарно-гигиеническое помещение и логопедический кабинет, расширен входной холл помещения. Приведена в соответствие и прилегающая территория: установлены пандусные съезды, знак парковки для инвалидов и антивандальная кнопка.
Для передвижения людей с ограниченными возможностями на входе и внутри помещения закуплено - инвалидная коляска, приставной и перекатной пандусы для инвалидных колясок, для информированности о доступности здания и помещения для людей с ОВЗ - информационные знаки, указатели и вывески.
Во-вторых, для расширения спектра образовательных услуг закуплено специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и специализированная мебель для детей ДЦП.
В логопедический кабинет закуплен компьютерный логотренажёр, который направлен на помощь детям, имеющим нарушения слуха, речи различной степени тяжести и происхождения.
Кроме этого приобретено мультимедийное оборудование и оборудование для психологической разгрузки.
Большое количество развивающих игрушек и методического материала, направленных на развитие памяти, внимания и мышления ребёнка.
Для механического воздействия на язык и другие органы артикуляционного аппарата, были закуплены постановочные, массажные зонды и стерелизатор. Зонды применяются при постановке звуков и коррекции речевого произношения.
По результатам диагностики детей на начало учебного года и на конец учебного года позволи нам сделать вывод. Внедрение современного оборудования позволило в разы улучшить качество образовательных услуг в результате чего:
• Ускоряется процесс адаптации ребёнка в незнакомой среде
• Снижается уровень тревожности
• Улучшается концентрация внимания
• Улучшается координация движений
• Улучшается психоэмоциональное состояние
На сегодняшний день логопедические занятия и консультации получает 21 ребёнок от 5 до 18 лет с раличными нарушениями здоровья. С приобретением современного оборудования спектр категорий детей ОВЗ расширен. Исключение составляют слепые.
• Слабослышащие и позднооглохшие
• Слабовидящие
• Нарушение речи
• Нарушение опорно-двигательного аппарата
• Задержка психического развития
• Нарушение интеллекта
• Расстройство аутического спектра.
Обучение детей ОВЗ осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным на основе базовой программы и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия детям с ДЦП, с задержкой психического развития, слабовидящие. Для организации учебных занятий по вокалу и основным навыкам игры на пианино был переоборудован музыкальный кабинет.
Для этого было закуплено музыкальное оборудование и электропианино. На сегодняшний день 2 детей получают инклюзивное образование по вокалу и 5 детей интегрирование образование по игре на пианино.
Большой популярностью в нашем учреждении пользуются групповые занятия в плавательном бассейне. Занятия проходят с инструктором, совместно с родителями.
Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата.
У плавания есть свои противопоказания, поэтому главным условием занятий плаванием является медицинский допуск.
К сожалению, здание бассейна не оборудовано с учетом общих требований для детей с ОВЗ, так как технические характеристики помещений не позволяют делать серьёзных реконструкций в плане перепланировки.
Культурный центр «Россия» самый крупный филиал Детско-юношеского центра «АРС». Это сценическая площадка для реализации творческих идей детей, родителей и педагогов не только нашего учреждения, но и города.
Здесь регулярно проходят спектакли, концерты, игровые познавательные программы, фестивали, интеллектуальные и творческие конкурсы, маршрутные игры и шоу-программы, ориентированные на широкую аудиторию в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день существует ряд проблем по работе с детьми с ОВЗ.
1. проблема кадрового потенциала; (Нет достаточно обученных и подготовленных педагогических работников для работы с детьми данной категории. Приходится наставникам делиться положительным эффективным опытом работы на местах, учить новых педагогов продуктивным методам и формам работы. Большинство учебных заведений не готовят специалистов непосредственно для работы с детьми с ОВЗ в соответствии со спецификой дополнительного образования.);
2. проблема работа с семьями воспитанников с ОВЗ (не каждая семья идёт на деловой контакт с педагогом, заинтересованности выполнять рекомендаций педагогов, отсутствие времени для дополнительных занятий с детьми);
3. проблема составления адаптированных общеобразовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (нет методических рекомендаций, которые регламентируют структуру и содержание таких программ со спецификой дополнительного образования)
Вышеназванные проблемы педагогический коллектив ДЮЦ «АРС» старается решить, но есть проблемы, которые требуют соответствующих условий и средств.
Сейчас перед нами стоит задача — периодически обновлять ресурсы учреждения (материально-техническую базу, обучить персонал эффективным методикам педагогической работы, использовать информационно-компьютерные технологии, в том числе, использовать дистанционное обучение для детей-инвалидов).
Видео: https://www.youtube.com/embed/4j0JRn8Nfv8