Любовь Смирнова
Опыт работы «Экспериментирование на материале городецкой росписи»
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Детское экспериментирование - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, пробует разные варианты и создает нечто новое для себя и других. Ребенок видит результат работы, который можно сопоставить с опытным образцом и самостоятельно сделать выводы.
Публикация «Опыт работы „Экспериментирование на материале городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Цель: Развитие интереса к экспериментальной деятельности детей в изобразительной деятельности при ознакомлении детей с городецкой росписью.
Задачи:
1. Создать условия для экспериментирования при ознакомлении с народным промыслом Городецкой росписи.
2. Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
3. Воспитание уважения к продуктам труда людей.
Для организации познавательно-исследовательской практики дошкольников в изобразительной деятельности я использовала разнообразные игровые упражнения и приемы познания.
Городецкая роспись отличается пёстрой и разнообразно цветовой гаммой. Поэтому детям были предложены эксперименты с характеристиками цвета
Эксперимент «сложные и пастельные цвета»
Цель: познакомить детей со сложными и пастельными тонами
Оборудование: баночка с водой, кисточки,, палитра, гуашевые краски: Белая, синяя, красная
Первый этап
Предложить детям смешать на палитре красный и желтый, красный и синий, синий и желтый цвет. Посмотреть какой сложный цвет получился из исходных. Сравнить с результатами товарищей. Отметить разный оттенок цвета, выдвинуть гипотезу почему оттенки разные.
Второй этап
Предложить детям добавить в полученные цвета белую краску. Посмотреть, как изменяется цвет. Выдвинуть гипотезу в том, чем отличается смешение белой краски от смешения других цветов
Традиционно Городецкая роспись рисуется на дереве. Поэтому целесообразно познакомить дошкольников с его свойствами.
Эксперимент «деревянные дощечки»
Цель: познакомить детей с секретами росписи по дереву.
Оборудование: дощечки из дерева необработанная и загрунтованная клеем ПВА, баночка с водой, кисточки,, палитра, гуашевые краски
Первый этап
Предложить детям обследовать деревянные дощечки визуально и на ощупь, для сравнения цвета, гладкости, свойства впитываемости.
Выдвинуть гипотезы почему деревянные дощечки показывают разные свойства.
Второй этап
Предложить детям нарисовать гуашевыми красками подмалевки для городецкой росписи (круги) на необработанной и загрунтованной доске. Отметить, как растекается краска по волокнам дерева не загрунтованной доски. Сравнить результаты рисования на загрунтованной и необработанной доске. Выдвинуть гипотезу почему так происходит. Какие качества придает грунт деревянной доске?
Городецкая роспись является свободнокистевой. Это значит для получения правильного результата важен выбор инструмента и правильный способ его использования.
Эксперимент «разные кисточки»
Цель: познакомить детей с важностью выбора материала и способов их использования.
Оборудование: бумага с несколькими линиями, баночка с водой, кисточки разной толщины, гуашевые краски
Первый этап
Предложить детям провести несколько линий и кругов тонкой и толстой ки-стью
Выдвинуть гипотезы почему как толщина кисти отражается на результат
Второй этап
Предложить детям нарисовать мазки концом кисти, плашмя и с плавным переходом нажима кисти от конца кисти до полного нажима. Выдвинуть гипотезу как нажим на кисточку изменяет вид мазка.
Городецкая роспись часто имеет цветочные мотивы. Цветы разнообразны, несмотря на то что все они рисуются на подмалевке круглой формы.
Эксперимент «распускающийся цветок»
Цель: познакомить детей с тем как тенёвка преображает рисунок.
Оборудование: 3 листа бумаги с одинаковыми подмалевками-кругами розового цвета, баночка с водой, кисточки, красная гуашь
Первый этап
Предложить детям на разных подмалёвках нарисовать небольшой кружок красной краской (в центре, сбоку, снизу). Обратить снимание как смещается акцент поворота изображения
Второй этап
Предложить детям нарисовать на одном подмалевке дугу около маленького кружка (бутон, на втором несколько дуг на большом круге дуг с направлением внутрь круга (закрытый цветок). на третьем в дуги на большом круге дуг с направлением от круга наружу (открытый цветок). Сравнить полученные результаты. Сделать вывод как изобразить этапы распускания цветка
В работе с детьми использовала игровой материал по экспериментированию в изобразительной деятельности. В следующим эксперименте используется дид. игра «Кубики с городецкими элементами».
Эксперимент «городецкий букет»
Цель: научить детей составлять различные композиционные решения.
Оборудование: кубики с элементами городецкой росписи на гранях. Имеющие центральное расположение (ромашки, розаны) и угловое расположение
(веточки, листочки). боковое расположение (купавки, ягодки, схематическое изображение: венок, букет
Первый этап
Предложить детям составить орнамент на полосе (кубики в ряд) из элементов имеющих
1. Одинаковое расположение элемента
2. Два разных типа расположения элементов.
Обратить снимание как смещается акцент поворота изображения
Второй этап
Предложить детям составить композицию узора по схеме венок и букет с учетом результата предыдущего этапа эксперимента
Экспериментальная деятельность научила детей открывать что-то новое, исследовать, приблизила искусство Городецкой росписи к творчеству детей. Ребята освоили приёмы изображения цветочных мотивов в художественном творчестве. Дети перестали бояться сделать что тот неправильно, начали осмысленно выбирать способы изображения для передачи художественного, вкладывает внутренний смысл и своё видение художественного образа.
Во время проведения родительской гостиной на тему «Как воспитать тягу к знаниям» дети показали родителям мастер –класс по составлению городецких узоров.
Исходя из результатов проведенной работы по экспериментированию на материале краеведения, можно сказать что экспериментальная деятельность в изобразительной деятельности при ознакомлении с городецкой росписью способствует развитию у детей познавательно-исследовательских навыков.