Ирина Масакова
Опыт работы воспитателя «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых важных проблем, с которыми сталкивается современный воспитатель, и я в том числе, является проблема взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Поэтому привлечение родителей к участию в работе ДС является важным аспектом в работе каждого педагога. Хотелось бы поделиться опытом работы по взаимодействию с родителями по вопросу ранней профориентации детей.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2023
Профессиональная деятельность имеет немаловажное значение в жизни каждого человека. С раннего детства взрослые уже задумываются о будущем своего ребёнка, внимательно следят за его увлечениями, стараясь понять его способности к тому или иному виду деятельности. Первой ступенью вхождения в мир профессий является детский сад. Знакомство с многообразием и широким выбором профессий не только расширяет общую осведомленность детей об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Целью ранней (детской) профориентации является развитие интереса к миру труда на примере ближайшего окружения, прежде всего родителей. Поэтому для меня, как для педагога, очень важно было правильно организовать работу с родителями в рамках данной темы, ведь без их помощи здесь было никак не обойтись.
Семья – это то пространство, где у ребёнка формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Для меня родители воспитанников стали «живым» профориентационным примером, так как у детей дошкольного возраста – интерес к профессии – это, прежде всего, естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор относительно будущей профессиональной деятельности во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, прежде всего с профессий родителей и людей хорошо знакомых.
Знакомство дошкольников с профессиями, как мне кажется, нужно начинать с объяснения того, какое значение для социума имеет тот или иной вид профессиональной деятельности, какой вклад вносит человек в окружающее мироустройство, какое «доброе дело он делает». Именно с разговора о «добрых делах» я начинаю знакомство детей с миром профессий.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, если злу – будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Из этого высказывания становится ясно, что добрым ребёнка можем, должны и обязаны сделать мы, взрослые – родители и педагоги. Вовлекая родителей в образовательную деятельность, можно добиться главного результата – воспитание полноценной и гармоничной личности. Одной из форм взаимодействия с родителями воспитанников в нашем ДС является организация «добрых дел». Такая форма является для нас одной из приоритетных и крайне необходимых, особенно в последние годы. Как показали данные, полученные в результате анкетирования и совместных бесед с родителями, все они хотели бы видеть в будущем своих детей умными, жизнерадостными, смелыми, заботливыми. Но первое место в иерархии нравственных ценностей занимает, по их мнению, доброта. Все мы, порой даже бессознательно, ставим доброту во главу угла. Мы не хотим, чтобы дети были жестокими, равнодушными и циничными, перестали верить в добро.
Такая форма сотрудничества с родителями, как организация «Добрых дел» в рамках темы «Ознакомления с профессиями», позволила нам не только познакомить детей с особенностями той или иной профессии, но и наглядно смогла продемонстрировать её значимость. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов ДОУ и родителей стала организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Родители тоже оказались вовлечены в образовательный процесс, они с удовольствием откликнулись на наше предложение о сотрудничестве: проводили целевые экскурсии, организовывали встречи, мастер-классы, концерты, одним словом, дали детям практическую информацию о различных видах деятельности и орудиях труда. А самое главное, чего нам удалось добиться в процессе такого взаимодействия – пробудить в детях желание делать добро, быть полезным окружающим, это и есть, пожалуй, самый важный компонент любой профессиональной деятельности.
Родители наших воспитанников являются представителями различных профессий и помогли нам в организации добрых дел, связанных со своей непосредственной деятельностью. Так, например, мама одного из наших мальчиков не только организовала экскурсию в одно из почтовых отделений города, рассказала об особенностях своей профессии, но и помогла детям отправить пригласительные открытки для ветеранов педагогического труда и бывших работников ДОУ в преддверии празднования Дня старшего поколения. Среди наших родителей есть представители органов ДПС. Они также являются постоянными участниками образовательного процесса. Помогают в организации мероприятий по ПДД. Особо запомнилась нашим ребятам экскурсия в городской отдел ГИБДД, где они познакомились с представителями этой профессии, а также с правилами поведения на улицах города. Наши воспитанники получили от них в подарок светоотражающие браслеты, которые они потом вручили ребятам из ДС. Есть среди наших родителей и представители творческих профессий, например, преподаватель детской музыкальной школы по классу скрипка. Мама и дочка, а также ребята из музыкальной школы организовали концерт в стенах нашего ДОУ, подарив ребятам прекрасный вечер классической музыки. Среди наших мам есть и пекари. Мама одного из мальчиков организовала для нас мастер-класс по росписи рождественских пряников, которые ребята потом подарили детям из приюта. Есть среди родительской общественности и социальные работники, которые вместе с ребятами в преддверии празднования 9 Мая навестили ветеранов ВОВ и подарили им памятные подарки, а также возложили цветы к Мемориальному комплексу Вечный огонь. Пожалуй, одной из самых запоминающихся экскурсий была экскурсия, организованная в конно-спортивный клуб, куда ребята приехали со сладкими угощениями для лошадей. Воспитанники не только познакомились с особенностями профессии конюха, условиями содержания животных, но и смогли прокатится на настоящей лошадке.
Я считаю, что такая форма взаимодействия с родителями как организация «добрых дел» является очень продуктивной. Она не только знакомит воспитанников с особенностями различных профессий, но побуждает и мотивирует детей к практическим действиям, в нашем случае совершению добрых и бескорыстных поступков. Дети являются не только сторонними наблюдателями, но и непосредственными участниками конкретных добрых дел, а родители служат им примером. Такое взаимодействие заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, а в том, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор. При этом укрепляются как внутрисемейные связи, так и связи между детским садом и семьями воспитанников, что обеспечивает благоприятные условия для формирования основ полноценной, гармоничной личности ребёнка. Таким образом, наша работа по сотрудничеству педагогов ДОУ с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет нам решить проблему организации ранней профориентации детей дошкольного возраста и обеспечения повышения уровня педагогической компетентности родителей.