Елена Печкурова
Опыт работы в развитии креативности детей с ОВЗ посредством нетрадиционных технологий в форме прозрачного мольберта
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт работы в развитии креативности детей с ОВЗ
посредством нетрадиционных технологий на занятии педагога-психолога (прозрачный мольберт)»
Подготовила:
педагог – психолог МБУ д/с №48 «Дружная семейка»
Печкурова Елена Анатольевна
Г. О. Тольятти
Тезисы к презентации
Публикация «Опыт работы в развитии креативности детей с ОВЗ посредством нетрадиционных технологий в форме прозрачного мольберта» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
1. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко, Д. Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В. А. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.
В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребёнка (Л. С. Выготский, В. Штерн, С. Л. Рубенштейн). И педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Ведь психические познавательные процессы нуждаются в особом развитии. Одним из таких процессов является воображение. Оно возникает и развивается во время : общения, игр, творчества и т. д.
2. В своей работе часто приходится сталкиваться с тем, что традиционные формы и методы иногда недостаточно эффективны в работе с детьми с ОВЗ. Не хватает какого-то «фунта изюма», чтобы ребенок перешагнул через свое «не могу и не умею, а следовательно – не хочу». Современные дети растут на готовых шаблонах восприятия мира. Информационные технологии дают в большинстве своем готовую картинку: детям лишний раз придумать, заменить, креативно изобразить – трудно. Особенно в практической деятельности - изобразительной, самой творческой и понятной ребенку данного возраста. Изобразительная деятельность – по сути первый продуктивный вид детской деятельности. Ребенок в ней отражает свои представления и впечатления об окружающем мире, их перерабатывает в соответствии с собственным отношением и накопленным опытом.
3. Дошкольный возраст является пиком формирования и становления креативности. В этом возрасте у ребенка проявляются первые попытки нестандартного мышления, воображения и проигрывания хорошо знакомых или выдуманных историй, их иллюстраций или повествований. Старший дошкольник – это возраст перестройки психического развития ребенка, роста личностного опыта, возраст творческой деятельности ребенка.
Поэтому в процессе моей работы, выбирая методы и формы развития творческого мышления у дошкольников, внимание остановилось на арт-терапевтическом направлении. Рисование дает ребенку больше возможности выразить себя, раскрыться. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ. В отличие от рисования по бумаге, прозрачный мольберт дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.
4. Вариантов работы с мольбертом множество. Остановлюсь на тех, которые в практике использования вызывают больший эмоциональный отклик дошкольников и дают простор детскому воображению:
• Рисование портрета
Рисуют как портрет напарника, так и автопортрет. Можно создавать и дружеские шаржи (если у детей достаточно развито чувство юмора, маски или «гримировать» как настоящие профессионалы в кино.
• Дорисовка
Заранее заготавливаются листы с геометрическими фигурами, незавершенными рисунками, абстрактными изображениями в черно-белом цвете. Задача детей – включить в композицию рисунка схематические изображения, завершить рисунок, внести коррективы, использовать цветовую палитру.
• Совместный рисунок
Работа возможна как в паре, так и с подгруппой детей. Деятельность проходит динамично и увлекательно. Чем больше элементов рисунка, тем интереснее. По окончании работы дается оценка участия, фантазии и сплоченности группы. Можно придумать название картины, пофантазировать кому бы она понравилась, проговорить о чувствах, которые она вызывает.
• Работа в паре (с волшебством)
Дети работают с двух сторон мольберта, одновременно рисуя (самое главное в этом задании - определить роли «ведущего» и «повторяющего»). Изображение выполняется 2мя цветами. После анализа работы, сотрудничества и эмоций происходит малое волшебство – рисунок «меняет» свой цвет за счет стирания первой экспозиции.
Некоторые виды работы можно использовать не только как развитие творческого потенциала, но и в терапевтических и диагностических целях.