Приложение МААМ

Опыт работы учителя-логопеда по теме «Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР»

Татьяна
Опыт работы учителя-логопеда по теме «Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Вступление.

В современных социально- экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках ведения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение данных проблем.

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда по теме „Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах

Речь - доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Современное развитие общества, социально-политические процессы, происходящие в нем, состояние гуманитарного образования, в частности, делают актуальной задачу повышения языковой культуры. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит дошкольным учреждениям. Сегодняшний уровень требований к различным компетенциям детей значительно вырос.

Детям очень важно адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, психологическим реалиям, способность добывать, перерабатывать, усваивать новую информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи.

Стандарты ФГОС ДОО предполагают, что выпускник дошкольного образовательного учреждения должен быть коммуникабельным, любознательным, проявляющим исследовательский интерес; активно познающим мир, доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера,

проявляющимуважительное отношение к окружающим, умеющим и любящим познавать, способным к самоорганизации, готовым самостоятельно действовать, имеющим точку зрения, имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Требования к выпускнику детского сада предполагают наличие коммуникативно - языковых компетенций, а именно: чётко проговаривать звуки и слова, конкретно формулировать речевой замысел и трансформировать его в связную речь, иметь достаточный словарный запас и представления об окружающем мире и процессах, происходящих в нём.

Пристальное внимание ученых обращено на развитие личности ребенка в процессе освоения образовательной программы, что способствует не только приобретению базовых знаний, умений и навыков, но и развитию мышления.

2. Актуальность педагогического опыта.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного уровня знаний.

В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей младшего школьного возраста.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью будучи ещё в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность педагогического опыта заключается в том, обобщены деятельностные подходы в построении коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлен на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Материал, представленный в данном опыте, опробирован в течении ряда лет, его применение позволяет развивать у учащихся речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения,формировать связную речь.

З. Теоретические основы активизации речемыслительной деятельности детей.

Речемыслительная деятельность - единый процесс мышленияи речи - составляет психо-физиологическую базу общения.

Овладение детьми основами речи, общения, коммуникативными навыками является сегодня главной приоритетной практической задачей, определённой ФГОС ДОО.

Это обусловливает потребность в глубоком изучении речемышления и поиска возможностей его активизации. Мотивом речемыслительной деятельности всегда является осознание проблемы и способа её решения речевыми средствами. В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три стадии:

-получение речевой и неречевой информации,

-переработку информации

-передачу информации.

В силу своей специфики речемыслительная деятельность всегда носит причинно-следственный характер. Она стремится к глубокому проникновению в сущность предмета или явления, выявлению его особенностей, мысленному соединению с другими предметами или явлениями, пониманию скрытых связей между ними, объяснению результатов и прогнозированию последствий.

При традиционной практике обучения получение информации не всегда носит проблемный характер и не требует мыслительных усилий для переработки полученных сведений. Главным считается понять и передать информацию, для чего нередко предлагается готовое содержание и форма. Поскольку при этом, естественно, снижается мотивация говорения, используются доступные стимулы в виде учебной задачи запомнить слова, фразы или текст.

Для изучения способов стимулирования речемыслительной деятельности важно проанализировать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику речемыслительной деятельности, а также индивидуальные особенности учащихся.

Речемыслительная активность характеризуется в психолингвистике рядом таких понятий, как «мотив-цель-условие-направленность на результат», которые составляют энергетическую основу активности человека,её предметность, целенаправленность,зависимость способа выполнения действия от внешних условий.

Активизация речемыслительной деятельности дошкольников тесно связана с проблемой активизации познавательной деятельности.

Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий:

-создание благоприятного психологического климата при проведении ООД. -постоянное внимание организации различных форм работы : индивидуальной,парной, групповой.

-коррекционная работа с учётом индивидуального образовательного маршрута ребёнка;

-работа по гибким учебным планам и программам, широкое использование индивидуально подбираемых дидактических пособий.

- создание условий для дифференцированного подхода к учащимся.

Как и успех коррекционного процесса в целом, успех индивидуально-дифференцированного подхода зависит от познавательной активности дошкольников, от того насколько они будут заинтересованы в своей деятельности.

Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, учителя-логопеда активизируют познавательные способности школьников. Поэтому открытость является механизмом формирования положительных мотивов познания, сознательного отношения к коррекционной работе, позволяет формировать самооценку ребёнка.

Одним из важных условий активизации речевой деятельности детей является их самостоятельность.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность.

Учителям- логопедам отводится немаловажная роль в подготовке дошкольников к обучению в школе, к усвоению русского языка.

4. Характеристика проявлений речевых нарушений.

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями :

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи - 3, 4 уровень речевого развития.

Обобщение данного опыта охватывает работу со всеми группами детей данной классификации.

В соответствии с проблемой и целью работы были поставлены следующие задачи:

Обобщить опыт по активизации речемыслительной деятельности и. влияние её на развитие мышления школьников, на познавательную деятельность учащихся.

Применить формы работы, способствующие активизации речемыслительной деятельности школьников.

Проанализировать результаты деятельности.

Методологические основы интеграции детей с речевыми нарушениями включить в образовательный процесс.

Методологической основой работы явились системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, а также технологии дифференцированного подхода,игровые, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, метод проектов.

Теоретическую основу определяют труды педагогов и психологов о

мышлении и развитии, учение о развитии высших психических функций, деятельностный подход в познании, а также теорию поэтапного формирования умственных действий, гуманизации педагогического процесса и индивидуализации процесса обучения.

Используемые технологии

Фундаментом опыта служит применение технологий дифференцированного подхода, здоровьесберегающие и информационнокоммуникационные технологии, проблемного обучения, а также проектный и игровые методы.

Метод игры.

Игровые методы в логопедической работе являются едва ли не самым основным методом воздействия на ребёнка дошкольного возраста. Игровые методы применяю на начальном этапе занятий, потому что игра - самый приемлемый метод адаптации ребёнка к новым условиям.

Игра становится основой занятий, провожу игру как часть занятия, как вспомогательное средство достижения определённыхрезультатов.

Играя, ребёнок познаёт жизнь, проигрывает новые ситуации, перевоплощается в самые различные игровые образы, увлекаясь игровой ситуацией, дети забывают о своих недостатках, отвлекаются от них.

Застенчивые и робкие становятся активными, стеснительные - уверенными в своих силах. Следовательно, любой процесс обучения, преподносимый детям в игровой форме, проходит более эмоционально и тем самым способствует более лёгкому, быстрому и прочному усвоению разучиваемого материала.

Моторика и психика тесно связаны друг с другом. В игре проходит серьёзная работа над процессами внимания, моторикой и психикой, игра способствует общему психическому развитию, нормализации функции памяти и мышления.

Формы применения игры:

- занятие - игра,

- игра как часть занятия,

- игра как настрой перед занятием.

- игра как средство достижения результатов.

- игра как перевоплощение.

Игра влияет на эмоции ребёнка, развивает их, что помогает общению.

Здоровьесберегающие технологии.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает: последовательное формирование в детском саду, школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья.

В моей многолетней практике работы учителем - логопедом это реализуются через следующие виды деятельности :

- через дыхательные упражнения:

отрабатывется нижнее диафрагмальное дыхание, как средство регулировки, темпа устной речи, плавности и слитности процессов чтения, поводятся упражнения «Дыши со мной,» «Дыши по руке», «Дыши как трусливый зайчик», «Дыши как огромное животное.»

-через пальчиковую гимнастику,

ведь именно пальчиковая гимнастика служит средством которое «будит»,активизирует речедвигательную зону коры головного мозга,здесь используются пальчиковые игры такие как «Семья»

«Ты внимательно смотри»

«Пальчик, пальчик где ты был»

«Зайчик весёлый.»

«Заяц,заяц чем ты занят?»

«Как то волк в густом лесу.»

В проведении пальчиковой гимнастики широко используется приём театрализации, речевого сопровождения.

- через артикуляционную гимнастику, как средство для побуждения формирования правильных артикуляционных укладов и позиций:

«Утром рано все проснулись.»

«Сказка о весёлом язычке.»

«Жил на свете язычок - чудачок.»

«Зоопарк».

«Утром солнце засветило».

- через серию упражнений на развитие мелкой моторики рук для

дальнейшего развития графомоторных навыков;

- через физминутки, как средство релаксации, как средство соединения движения и слова.

- через логоритмику. На логоритмических занятиях проводятся игры и упражнения для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, голоса.

- через игровую деятельность, поскольку игра самый благодарный метод в познании, усвоении,присвоении знаний и умений ребёнком.

- через рефлексию, как метод и средство реагирования и отслеживания состояний познавательной, учебной деятельности учащихся.

- через сказкотерапию, поскольку знание сказок и их героев - это тот багаж с которым дети приходят из детского сада в школу, с которым связаны положительные эмоции восприятия и переживания ситуации.

-через развитие речедвигательных навыков, поскольку процесс речи - это движение, а речь как частный двигательный механизм, поэтому используются упражнения на плавное переключение с одного артикуляционного уклада на другой, как следствиекинестетическая память- процесс накапливания и распознавания различных двигательных, в том числе и осязательных ощущений.

Личностно - ориентированные технологии.

Личностно - ориентированные технологии изначально заложены в основу логопедической работы, поэтому вся деятельность учителя - логопеда построена на личностно - ориентированном подходе к учащимся. Что предполагает личностно - ориентированный подход в логопедии?

- учёт возрастных особенностей;

- зону ближайшего развития ребёнка;

-учёт психологических особенностей;

- наличие речевых недостатков

- структуру речевого дефекта;

-программу коррекции;

- факторы, сопутствующие коррекции;

-прогноз коррекции;

-учёт ИОМ - индивидуального образовательного маршрута, .

Следующим этапом будет создание рабочей программы для данной группы коррекции, и индивидуальной программы конкретно для данного ребёнка.

Технология дифференцированного подхода.

В концепции образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования. В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику моей работы

Цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому ребёнку - логопату условия для коррекции, для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования начальной школы.

На занятиях учитываю приемы активизации различных психических процессов для поддержания активности детей на занятии :

Информационно-коммуникационные технологии.

Не первый год работаю над методической темой «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике учителя - логопеда»,уже за это время пришла к выводу, что информационно - коммуникационные технологии являются действенным механизмом во многих областях логопедической работы.

Коррекция таких речевых нарушений, таких как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, дизартрия, заикание, имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно - коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 - 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает 65 %.

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений позволяет сочетать коррекционные и учебно - развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психофизического развития детей. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерными героями способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ними в рабочий диалог : человечек из компьютера подбадривает, хвалит ребё нка при правильном выполнении задания: “Хорошо!”, а, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё! Анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем - успешном преодолении речевых нарушений.

Электронные тренажёры и игры в моей практике представляют собой единый методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом - способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

Особое место в своей практике уделяю работе с интерактивной доской,которая позволяет применять безграничное множество интересных приёмов в работе с детьми, повышает их интерес к учебным заданиям, повышает степень отдачи усвоение материала.

Проектный метод

Долгое время присматривалась и анализировала - что же такое проектная деятельность? Можно ли использовать её на логопедических занятиях?Можно!

Но проектная деятельность в рамках логопедических занятий носит специфический характер:

-Во -первых учитель-логопед при планировании работы должен учитывать особенности детей-логопатов, их возможности, зону ближайшего развития.

-Во - вторых тема проекта должна непосредственно быть связана с коррекционными задачами, перекликаться с учебным материалом того класса, в котором обучаются учащиеся.

- В третьих- проблема, затронутая в проекте должна быть понятна и интересна детям, а так же нести в себе практическую направленность, предложенные задания должны помочь учащимся проявить свои лучшие качества. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога, в ходе которого педагог постоянно побуждает детей к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Например, с детьми и родителями ми мы реализовали проект по изготовлению буклетов «Где живут звуки?», данные буклеты были необходимы учащимся в период активной фазы фонематического разбора слов.

Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Таким образом, дети с разными образовательными потребностями в рамках мини- проекта приобретали навыки самостоятельной работы, учились оценивать достоверность полученной информации, овладевали практическими умениями и навыками, учились видеть проблему и наметить пути её решения.

Заинтересовать ребёнка, дать ему возможность думать, создать условия для формирования самооценки, развития его творческих способностей, учить его предвидеть результаты, выработать желание отстаивать свою точку зрения, аргументировать позицию в изученном вопросе, направить действия в нужное русло - главная задача учителя-логопеда. Всё это можно реализовать в учебном проекте с использованием новых технологий.

Таким образом представляется наглядным тот факт, что активное восприятие и результативность предлагаемого учебного материала в разрезе применения той или иной технологии достаточно эффективно.

б. Системный подход в логопедической работе.

Логопедическая коррекция речевых нарушений(

нарушений звукопроизношения, нарушений письма) заложена в следующую систему работы

- обследование (проходит в первые две недели учебного года и по мере поступления детей на логопункт)

- ознакомление с результатами обследования воспитателей групп (как правило после логопедического обследования)

-составление индивидуальной коррекционной программы и целеполагания коррекционного курса

- составление расписания (определение частоты занятий по диагнозу)

- ознакомление с результатами обследования и порядком проведения коррекционной работы родителей (лично, на родительских собраниях,через письменное уведомление)

-включение ребёнка в систему групповых и индивидуальных занятий.

-корректирование курса логопедических занятий

- отслеживание результативности логопедических занятий (совместно с воспитателями, родителями, психологом)

- отбор речевого материала - означает принцип построения речевого материала по лексическим темам. Именно на речевом материале лексической темы отрабатываются различные формы слов, словообразование, грамматические конструкции, отрабатывается словарь, подбираются различные формы устного народного творчества: поговорки, потешки, загадки, сказки, рассказы, стихи, подбираются упражнения развивающего характера.

Зачастую именно лексическая тема «диктует» сценарий, замысел занятия. Подбор лексических тем формируется сообразно принципу сезонности, соответственно календарным праздникам, сверяется с программным материалом.

Таким образом на материале лексических тем отрабатываются и грамматические конструкции, и моменты, связанные с коррекцией письма.

Для закрепления знаний, развития интереса к процессу письма и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

7. Результаты работы.

Применение активных форм и методов обучения приводит к активизации речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи. В результате можно наблюдать следующие позитивные процессы:

-повышение речевой мотивации;

-проявление интереса к языку и языковым явлениям;

-повышение коммуникативных возможностей

Воспитательная работа

Логопедическая работа также содержит воспитательные аспекты: во - первых это воспитание дружелюбия, терпения, выдержки, во - вторых- это культура речи, что немаловажно, в - третьих тот лексический материал, о котором упоминалось ранее, словарную работу зачастую можно проводить и рассматривать в аспекте патриотизма и любви к своему краю, к своей Родине.

В заключении этого раздела хочу отметить, что педагог на каком бы месте не находился может и должен нести миссию воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда по теме «Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР»
Опубликовано: 2 января 2023 в 21:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-логопеда по теме «Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2409105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД