Наталья Колмакова
Опыт работы учителя-логопеда по реализации технологии «Речь — старт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: «Речь – старт!», «безречевые» дети, Курганский реабилитационный центр.
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя-логопеда с неговорящими детьми раннего возраста в условиях реабилитационного центра. Раскрыты цели и задачи технологии «Речь – старт!». В работе учителя-логопеда выделены направления коррекционной деятельности с неговорящими детьми, перечислены особенности работы.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда по реализации технологии „Речь — старт!“» размещена в разделах
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха [1]. Такие дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Уровень вербальной речи неговорящих детей: вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания - не может служить им средством полноценного взаимодействия с окружающим миром.
В Катайском филиале ГАУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» регулярно проходят курсы реабилитации дети-инвалиды, дети с ОВЗ раннего возраста. У большинства таких детей речь не сформирована. Так в 2019 году на логопедические занятия были зачислены 17 детей, в 2020 году 20 детей, а в 2021 году – 24 ребенка. Как мы видим количество неговорящих детей возрастает с каждым годом.
С 2018 года на базе Катайского филиала ГАУ «Курганский реабилитационный центр» в рамках мероприятий государственной программы Курганской области «Разные дети – равные возможности», в целях реализации подпрограммы «Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и семьям их воспитывающих, на территории Курганской области» реализуется технология «Речь – старт!».
Цель технологии – стимуляция речевой активности неговорящих детей раннего возраста, предупреждение нарушений в развитии ребенка.
Задачи технологии :
1. Повышение доступности и качества логопедических услуг детей и семей целевой группы.
2. Формирование доречевого этапа, вокализации, а также невербальных признаков коммуникации ребенка.
3. Последовательности развития артикуляционной и мелкой моторики ребенка в соответствии с диагностическим психомоторным и нейропсихологическим профилем детей.
4. Повышение качества жизни детей целевой группы, формирование предпосылок для их социальной адаптации и интеграции.
5. Формирование реабилитационных умений и навыков у родителей (законных представителей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих нарушения жизнедеятельности.
Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых.
Особое внимание я уделяю диагностической деятельности, результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики:
- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
- изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
- беседы с родителями;
- специальные диагностические задания;
- изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).
Диагностику речевых нарушений осуществляю по методике В. А Жаровой «Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста», Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.
Итак, логопедическое обследование проводится в начале каждого заезда, после чего на детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется индивидуальный план работы. В конце заезда опять проводится логопедическое обследование, подводятся результаты работы и заполняется профиль-график динамики по направлению развития речи за весь заезд.
С учетом возраста и диагнозов детей мною был разработан модульный раздел программы «Речевое развитие детей раннего возраста».
Работа с детьми ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций;
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса;
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией;
- развитие сенсорной базы;
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы:
- занятия (индивидуальные, подгрупповые);
- игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, подвижные и т. д.);
- нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ);
- проводятся сеансы логопедического массажа.
В соответствии с требованиями времени мною используются ИКТ. Считаю ИКТ наиболее современным средством повышения эффективности логопедической работы. С целью успешного использования ИКТ была проделана следующая работа :
1. Создана база электронных образовательных ресурсов (авторских и из сети Интернет) по различным лексическим темам, разделам программы.
2. Подобран и систематизирован лексический материал для коррекционной работы.
3. Разработаны и используются в работе компьютерные дидактические игры (мультимедийных презентации).
4. Подобраны физкультминутки, упражнения для глаз.
5. Сделана подборка детских музыкальных произведений.
6. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда в электронном виде.
7. Начат сбор библиотеки (в электронном виде) книг по развитию речи.
8. Используется в работе «Логомер 2», сенсорный стол, образовательная система EduQuest, развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко.
Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности, чаще всего это дети с интеллектуальной недостаточностью. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения.
Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении :
- В логопедических уголках размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста.
- Провожу дидактические сессии.
Целью работы дидактических сессий является создание единого воспитательно-обучающего пространства для развития личностного потенциала детей-инвалидов и их родителей.
- Реализую технологию «Воркшоп для братьев и сестер».
Целью реализации технологии является формирование позитивных внутрисемейных отношений между детьми в семье, где есть ребенок с ограниченными возможностями.
- предлагаю раздаточный материал в виде буклетов для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи;
- на официальном сайте Катайского филиала ГАУ «Курганский реабилитационный центр» размещается консультативный материал.
По результатам коррекционной работы (за 2019, 2020, 2021 гг.) на сегодняшний день есть дети, которые успешно вышли из категории «безречевых».
Благодаря целенаправленной и систематической работе с детьми и их родителями в процессе интенсивного курса логопедических занятий, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии(67 %).
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражания, лепета, первых слов, фразы. Обогащается активный и пассивный словарь, ребенок может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях). Появилась возможность работать по классической структуре логопедического занятия.
К сожалению, не все дети благополучно вышли из категории «безречевых», поскольку уровень их интеллектуального развития недостаточен для формирования предпосылок речевого развития. Систематика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при глубокой умственной отсталости.