Евгения Грачева
Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя-логопеда на тему «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»
Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков позволяет решить сразу несколько задач:
- снизить утомляемость;
- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
Темочки:
- повысить работоспособность детей;
- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;
- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения.
Введение:
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (так называемая автоматизация звуков)
Результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Ели он будет не просто шаблонно повторять слова за логопедом или рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Предлагаемые игровые приемы и задания направлены не только на автоматизацию звуков речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма. Они помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
В своей работе на этапе автоматизации звуков я использую :
*Дидактические игры;
*Подвижные игры;
*ИКТ- технологии
Дидактические игры:
1. Игры – липучки, игры с фонариком, теневые и простые лото на автоматизацию звуков и т. д.
2. Трафареты, рамки - вкладыши на автоматизацию звуков, мини-фигурки на различные темы, цветные камушки (как дополнение к рабочим листам) и др.
3. Объёмные игры хранятся в закрытых шкафах.
1. Например, «Логопедическая улитка»
Игра на автоматизацию звука Л
Ребенок раскладывает на листочки камушки, марблс, произнося слоги со звуком Л, продвигаясь вперед. (Ла, Ло, Лу.)
2. «Тихон ищет вёсла», «Лампа Аладина» автоматизация Л в словах.
3. «Цветные камушки» - с помощью сосудов разной формы отрабатываем слог, а можно и слова с различными звуками. Ребенок получает инструкцию и выполняет ее. Можно разноуровневую инструкцию по индивидуальному развитию детей. Например, в узкий сосуд камушки прозрачные произносим слоги со звуком С (Са, Со, Су) в широкий сосуд непрозрачные камушки и произносим слоги со звуком Ш (Ша, Шо, Шу)
4. «Бродилка» - автоматизация звука Л словах, на автоматизацию звука Р в словах.
5. «Покорми Соню и Сашу» - рыбкой. Автоматизация и дифференциация звуков С, Ш в словах
6. «Под шашкой…», «Почему смеётся Саша», «На песке» игры на дифференциацию звуков С-Ш.
Автоматизация звука Ш в предложениях. Например, под Шапкой мыШонок и виШня. Можно добавить предложения «У МаШи под Шапкой виШня и кувШин»
7. Дифференциация Р-Л «Накорми космонавта» - изображение космоса и космонавта а также тюбиков с продукты питания. Ребенку необходимо распределить название продуктов со звуком Р и Л.
8. «Каша для кошки» автоматизация звука Ш.
9. «Круг чудес»
Автоматизация звука Р. Ребенок раскладывает косточки с изображением предметов на звук Р, крутит стрелку, называет слова. Можно усложнить задание. Используется на любой звук.
10. «У Лунтика на полке» - автоматизация звука Л в предложении.
12. «Логопедическая улитка» - автоматизация звуков С, Ш. с помощью камушек марблс.
13. «У Ромы в грузовике» - автоматизация звуков Р.
14. «По»- автоматизация звука Ш словах, развитие фонематического слуха. Ребенок распределяет шишки с изображением предметов на Ш в начале, в середине и в конце слов.
Подвижные игры.
Ребёнок – деятель.
Деятельность ребёнка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее будут игры, тем успешнее будет интеллектуальное развитие.
Игра – «гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека»
Д. Б. Эльконин
Твистер, мишень, мячи, кегли, ортопедические дорожки –варианты могут быть различны. Но в кабинете логопеда их объединяет автоматизация звуков. («Бросай мяч в корзинку и называй слово», «Прыгай по цветным кружочкам и произноси слово», «Перекатываем шар из руки в руку и произносим речевой материал», «Бусы», «Пуговицы и шнурки», «Пирамидки» - дети нанизывают и произносят слова)
ИКТ – технологии
В ходе игровой деятельности дошкольника с использованием ИКТ у него развивается: творческое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действий. Всё это способствует повышению творческих способностей.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых технологий вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику в работе над звукопроизношением.