Зоя Родина
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы
▼ Скачать +Заказ
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы
Опыт работы учителя — дефектолога в условиях инклюзивного образования
«Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы с использованием элементов устного народного творчества».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время духовно – нравственное отношение к жизни и людям, развитие нравственности оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям, семье, родному месту где он вырос, и, безусловно к Родине. Дошкольное воспитание способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Проблема исследования: духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов устного народного творчества».
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы с использованием элементов устного народного творчества».
Цель исследования: Формировать духовно – нравственные ценности, обогащать и углублять знания детей о семье, поселке, активизировать работу по формированию к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам через доступные средства.
Объект исследования: Процесс духовно-нравственного воспитания детей ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитания в дошкольных образовательных учреждениях детей ОВЗ с использованием элементов устного народного творчества.
Гипотеза исследования: формирование духовно – нравственного воспитания у детей с ОВЗ будет эффективно, если:
Разработаны занятия с использованием коррекционно – дефектологической работы, внедрение элементов устного народного творчества.
Подобраны элементы устного народного творчества, фольклорного жанра (загадки, пословицы, скороговорки).
Задачи исследования:
1. Воспитывать любовь и привязанность к совей семье, дому, улице, поселку.
2. Формировать бережное отношение к природе
3. Развивать интерес к русским традициям, промыслам, фольклору
4. Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам их традициям
Теоретическая значимость исследования: процесс обучения дошкольников с ОВЗ требует длительного времени, проблема мотивации – одна из центральных в дефектологической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результатов – вот главное в работе педагога.
Практическая значимость исследования: Решая данные задачи духовно – нравственного воспитания воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями особенностями детей, используя методы.
Наглядный- необходимо во время чтения педагогом рассказов, показ сказок, рассматривания книжных иллюстраций, предметов, экскурсии по поселку, проведение дидактических игр.
Словесный – представляется наиболее эффективным в процессе чтения стихотворений детьми, педагогом, загадывание загадок, игры – драматизация, сюжетно – ролевые игры, проведение викторин, конкурсов.
Практический – используется, когда нужно организовать продуктную деятельность, провести игру, провести экскурсию, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Работая над формированием духовно –нравственного воспитания, я предлагаю включить в воспитательно – образовательный процесс занятия с использованием элементов устного народного творчества (фольклор).
Устное народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств, включает большое количество жанров (сказки, пословицы, потешки, загадки, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств.
Культура чувств в свою очередь, способствует становлению нравственных и моральных принципов личности. Воспитание духовной сферы возможно через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины.
Я работаю с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, в познавательном развитии. Ищу эффективные пути преодоления этих проблем, проходя несколько этапов коррекционной работы. Применяю активно элементы устного народного творчества на занятии по развитию речи.
Решаю задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия, лексико – грамматического стоя речи. Занятия проводятся подгруппами и индивидуально в рамках образовательного процесса. Разработанные занятия представляют тематическую и игровую ценность.
В работе с детьми широко использую фольклор. Эффективно внедряю малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки). Именно фольклор в доступной и интересной форме позволяет развивать у детей память, общие речевые навыки, дыхание, темп и ритм, выразительность, правильное звукопроизношение.
Дети очень любят скороговорки, поэтому в старшей и подготовительной группах использую их всегда. Мы заучиваем скороговорки сначала в замедленном темпе, проговаривая четко все звуки. Далее выученные скороговорки предлагаю произнести в разных темпах: медленном, умеренном, быстром.
Дети любят ритмические чистоговорки, в которых содержится насыщенное количество сочетаний звуков, слогов, слов трудных для произношения. Слоговые цепочки и рифмованные строчки помогают детям развивать слуховое внимание, речевой слух, память. Речевые строчки чистоговорки объединены по смыслу, что позволяет расширить представления об окружающих предметах и явлениях. Чистоговорки помогают совершенствовать грамматический строй речи ребенка. Отрабатывается предложно - падежные конструкции, согласованные с другими частями речи, например: Ла-ла – вот юла, Лу – лу – купили мне юлу, Лой – лой – довольна я юлой.
Я стараюсь находить индивидуальный подход к каждому ребенку, подбирая слова, избегаю звуков которые ребенок еще не проговаривает. Предлагаю поиграю в игры такие как «Доскажи словечко», например: Ру-ру-ру – это кунгу. (ру, Рога-рога – видим носо. (рога).
Можно использовать разные способы для запоминания скороговорок подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог. Также использую интересный прием – выкладывание фишек на произнесение скороговорки несколько раз подряд.
Интересно в работе использовать считалочки, заклички – формируется у детей умение использовать в речи слова в уменьшительно- ласкательной форме. С помощью загадок я ввожу в речь детей новые звуки, параллельно развиваем память, образное и логическое мышление (сравнение, анализ, синтез) а главное речь.
Использую упражнения в нахождении места звука в слове, деление слов на слоги. Пользуюсь педагогически приемом «Помоги» дети помогают игрушке отказывать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенно.
Эффективным методом с использованием устного народного творчества в коррекционной работе по формированию правильного произношения у дошкольников считаю пальчиковые упражнения и игры. Развитие устной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.
Опыт моей работы с детьми показал, что проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальчиковой гимнастики и элементов устного народного творчества позволяет достичь наиболее обучающего эффекта.
Включение элементов фольклора в домашнее задание, ведь игры родителей с детьми с использованием пальчиковой гимнастики, потешек, прибауток, приговорок сближают их духовно, что важно для детей с недоразвитием речи.
Активно использую познавательно – игровой и познавательные проекты, позволяющие знакомить детей с культурным наследием народов малой родины, природой родного края.
В результате моей коррекционной работы была отмечена положительная динамика в овладении правильного звукопроизношения. Затем повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Формирование духовно – нравственного воспитания с применением элементов устного народного творчества показало эффективность закладывание основ духовно – нравственного воспитания, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.
Раскрытие личности полностью возможно через включение его в культуру народного творчества, положительно влияет на развитие дошкольников о их знаниях о культуре о традициях. Важность развитие речи во всех видах деятельности дошкольника, расширение словарного запаса у детей, необходимая часть развития личности.
Применение элементов устного народного творчества — кладезь народной мудрости. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности, обучающихся с ОВЗ можно отнести (сказки, загадки, поговорки, чистоговорки, стишки - потешки). Из них дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Можно сделать вывод, что роль духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества.
Хотелось бы, свой представленный опыт завершить словами советского учёного в области педагогики, специалиста по дошкольному воспитанию Александры Платоновны Усовой: «Ребенок развивается не путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Эти условия должны быть реализованы в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей»
Заключение
Главная задача ППО: формирование духовно – нравственного воспитания у детей с ОВЗ на занятиях с элементами устного народного творчества
Таким образом: хочется сказать, что устное народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное творчество позволяет приобщать детей с ОВЗ к духовной культуре своего народа.
Считаю, предложенный мною опыт в работе по формированию духовно – нравственному воспитанию детей ОВЗ с элементами устного народного творчества, эффективным и положительным того, как стал использоваться фольклор на занятиях, в упражнениях и играх дети раскрепостились, перестали бояться говорить, речь их стала более выразительной и мелодичной. В группе дети стали больше общаться и используют фольклорный материал в самостоятельной игровой деятельности.
Занятия стали более интересными, и дети стали более активными, что решает многие корректирующие задачи. Также стоит отметить, что обращением к народному творчество обогатило внутренний мир дошкольников.
Я уверена, что мои воспитанники сохранять эту любовь к народному творчеству надолго и не забудут его мудрости и доброты.