Екатерина Боровко
Опыт работы «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Опыт работы „Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Социальное воспитание - это воспитание человечности, доброты, милосердия, гуманности, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Все эти качества следует формировать у детей как можно раньше. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.
Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей к истокам народной культуры очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне знания детей о традициях.
Многие люди забыли о своих русских ценностях. Отмечается занятость родителей. Им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.
Поэтому я определилась с темой своей работы «Социализация детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»
Цель моей работы : становление основ ценностного отношения к собственным достояниям истории, гуманного отношения к людям, природе, окружающему миру.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и музыкальные произведения (потешки, заклички, колядки).
4. Формировать социально активную личность, способную к самореализации, творческой деятельности.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (формирование представлений о традициях).
6. Расширять представления об исторических местах родного села через взаимодействие с учреждениями окружающего социума :
7. Обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы к окружающим людям.
В своей работе использую следующие программы и методики
комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры», Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ.
Реализуя задачи по социализации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной культурой и традициями я использую также и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение ИКТ в систему образования ДОУ является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка.
Свою работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности :
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе;
2. Принцип доступности – доступность и привлекательность необходимой информации.
3. Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
4. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
5. Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
6. Принцип комплексного и интегративного подхода -приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе воспитательно – образовательного процесса, использование различных видов и форм взаимодействия с детьми.
7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Для эффективной реализации поставленной цели я создала следующие условия:
1. Оформила патриотический уголок, который включает в себя Российскую символику.
2. Создала мини-музей народной старины «Русская горница».
3. Оформила папки: «Народные праздники», «Русские народные игры»,
«Русская народная одежда», «Гжель», «Хохлома».
4. Оформила книжный уголок, который включает в себя сборники русских народных потешек, сборники русских народных песен, сказок.
5. Создала различные виды театров (театр мелкой игрушки, театр на фланеллеграфе, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр, кукольный театр, театр на магнитной доске).
6. Оформила настольные игры - пазлы из серии «Русские народные сказки».
Моя система работы предполагает использование следующих форм и методов:
-образовательная деятельность,
-познавательные беседы,
-оформление выставок в детском саду
-творческая и продуктивная деятельность детей,
-праздники,
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
-наглядные методы,
-словесные методы,
-практические методы, в которых ведущими являются упражнения.
В своей работе я использую педагогические технологии по требованиям ФГОС:
-здоровьесберегающие технологии - обеспечение социально-психологического благополучия ребенка
-технологии проектной деятельности
- игровые - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
-экскурсионные, направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
Система включает работу по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых.
«Познавательное развитие»- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
«Речевое развитие»- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
«Художественно-эстетическое развитие»-становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
«Физическое развитие»- приобретение опыта в двигательной деятельности, овладение подвижными играми с правилами.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
Свою работу я начала со средней группы.
Наиболее интересной формой работы по приобщению малышей к народной культуре считаю использование фольклора в разных видах деятельности. т. к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, вместе солнцу улыбнулись.
Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. С детьми организовывала такие сюжетно ролевые игры, как: «Семья», «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки».
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.
Особый интерес вызвало у детей знакомство с русской народной игрушкой. Дети рассматривали тряпичных кукол, игрушки из дерева, глиняные игрушки.
С детьми рассматривали альбомы «Народные игрушки», «Веселые матрешки».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Свою работу я продолжила в старшей группе. Знакомила детей с историей русской народной культуры.
Знакомила детей с русским народным костюмом. Рассматривали повседневный костюм крестьянина и праздничные наряды, головные уборы и украшения.
Также знакомились с народными промыслами. Рассматривали альбомы:
«Гжель», «Хохлома», Жестовские подносы», «Городец». Родители активно откликнулись на предложение собрать посуду, предметы быта. Благодаря этому дети смогли познакомиться с живыми наглядными предметами и материалами. Дети совместно с родителями приняли активное участие в сборе атрибутов для мини-музея «Русская горница». Интерьер пополнился старинными горшками, глиняной и деревянной посудой. Большой интерес у детей вызвали прялки, чесалки, веретено.
На познавательно-речевых занятиях в русской горнице мои воспитанники узнали о прошлом различных предметов. Например, на одном из занятий дети побывали в гостях у самовара, а на другом познакомились с ложкой, с историей её возникновения и видами ложек.
Также проводила беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Куклы наших бабушек».
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнали много нового о своей стране, природе, о людях. Дети приняли активное участие в подготовке и проведении «Праздника русской березы».
В подготовительной группе продолжалась работа по приобщению детей к народной культуре.
Продолжала знакомить детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Так проходили занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой. С детьми проводились занятия по ознакомлению с Хохломской, Дымковской, Городецкой, Гжельской росписью. На занятиях по лепке дети изготовили игрушки, такие как уточка, петушок. А потом расписали их элементами дымковских узоров.
Народные игры как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством и поэтому мы должны сделать их достоянием наших детей. Поэтому на занятиях, на прогулке, на музыкальных занятиях мы с детьми старались как можно больше играть в русские народные игры. Дети с удовольствием играли в «Заря-Заряница», «Жмурки», «Бабка-ежка», «Горелки», «Ручеек».
Большое место в приобщении детей к народной культуре отвожу народным праздникам. Уже стало традицией в нашем детском саду встречать Осень. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.
Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Украшаем площадку, придумываем элемент костюмов и печем блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну.
Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомлю с приметами этого дня.
С целью формирования представлений у детей о быте русского народа, воспитания патриотических чувств проводила экскурсии и целевые прогулки.
С интересом дети относились к прогулкам в парк к памятнику труженикам тыла, к мемориалу воинской славы, что способствовало развитию социальных и нравственных ценностей.
Огромную роль в решении поставленных мною задач играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.
Окунуться в мир прошлого нам помогает школьный музей, который организовала Е. М. Уманская. Дошкольники узнали о предметах быта, посуде, мебели, сравнили экспонаты школьного музея и русской горницы.
Тесно сотрудничаем с Домом Культуры. Вместе мы проводим праздники.
Знакомство с православными праздниками – Рождеством, Пасхой, Вербным Воскресением, происходит с привлечением настоятеля Храма Покрова Пресвятой Богородицы отца Родиона.
Работа по приобщению детей к народной культуре проходит в тесном взаимодействии с сельской библиотекой. Это проведение занятий, совместных праздников и развлечений.
Анализируя деятельность по приобщению дошкольников к русской национальной культуре, считаю, что работу нужно вести не только в детском саду, но и прежде всего в семье. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому я привлекаю родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организую тематические вечера и посиделки.
Были организованы такие занятия для дошкольников, как изготовление куклы Масленицы, «Масленичные блины», выпечка «жаворонков». Родители помогали мне в создании уголков, шили костюмы, изготовляли поделки. Активно откликнулись на сбор экспонатов в уголок «Русская изба».
Подводя итоги работы, направленной на социализацию детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с народной культурой и традициями можно отметить, что у детей повысился не только уровень знаний по освоению ими первоначальных представлений социального характера и приобщению к национальной культуре, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждает позитивные результаты проделанной работы.
Знания оценивала по следующим направлениям:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
• Формирование чувств национального достоинства.
• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
• Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
• Знание истории русского народного костюма.
• Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Результаты диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительной динамике:
2019- 2020 уч. год – начало года 33% ; конец года 73%, уровень роста составил 40%.
2020- 2021 уч. год – начало года 35% ; конец года 79%, уровень роста составил 44%.
2021-2022 уч. год – начало года 38%, конец года 85%, уровень роста составил 47%.
Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют положительной социализации детей дошкольного возраста, освоение ими первоначальных представлений социального характера, приобщению к национальной культуре.