Ольга Стерина-Королева
Опыт работы со «Сложными», Одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ СО «СЛОЖНЫМИ», ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
В данной статье я хотела бы поделиться своим хоть и не большим, но достаточно насыщенным опытом работы со «сложными», одарёнными детьми.
Работать мне приходилось с детьми с особыми потребностями/ограниченными возможностями и в качестве психолога, и в качестве воспитателя (по сей день) в группах логопедической/ компенсирующей/комбинированной направленности. После прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, которая проводится в среднем возрасте, то есть дети в такие группы формируются на старший и подготовительный возраст и в основной массе это дети с ОНР, О. Однако не исключается тот факт, что родители имеют право отказаться от прохождения комиссии и посещать общеобразовательную группу детского дошкольного учреждения последние 2 года. Система дошкольного образования позволяет это, так как образование имеет инклюзивную направленность (нельзя не отметить, что первый предложил такой вид образовательной системы Л. С. Выготский: он считал, что именно с помощью инклюзивного образования можно компенсировать дефекты у детей и способствовать их социализации в целом).
Публикация «Опыт работы со „Сложными“, Одарёнными детьми» размещена в разделах
Хотелось бы заметить, именно к 4 годам ребёнок имеет набор способностей, качеств, знаний, умений и навыков для того, чтобы в полном объёме обследовать необходимые критерии развития и установить необходимость группы логонаправленности.
Также многие родители детей без речевых нарушений стремятся ходить в логопедическую группу, ссылаясь на повышенный, более глубокий уровень организации педагогической деятельности. И, напротив, родители детей, которые не имеют нарушений речи, и которые будут воспитываться и обучаться с детьми с нарушениями, выступают против, опасаясь регрессии в развитии их детей. А родители детей с отклонениями от нормы развития очень рады тому, что их дети, цитирую: «Как и все, находятся в равных условиях». Этот факт выступает в качестве одной из проблематик организации деятельности в такого рода группах.
Так как дети собираются со всех групп, встаёт вопрос о вторичной адаптации ребёнка к новым условиям, что занимает в общей сложности полгода. Иначе в разобщённой группе эффективности педагогической деятельности достичь очень трудно.
Первоначально разберём понятие одарённости.
Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.
Различают общую одаренность и ее специальные виды.
Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности.
Также Д. Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Она выделяет три категории одаренных детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной одаренности в определенной области деятельности (выявляются дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте);
3) дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
На сколько часто проявляется детская одарённость имеется две противоположных точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий (не забываем, что для каждого эти условия также индивидуальны). Для других одаренность — уникальное, отмечают, даже врождённое явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Потенциальными признаками одаренности у детей многие авторы (Лисина М. И., Кравцова Е. Е., Михайлова-Свирская Л. В.) считают:
• легкость усвоения программного материала;
• длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
• склонность к дискуссии со сверстниками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
• любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
• повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т. п.
Первые два пункта явно не относятся к детям нашей группы. Программа им даётся с большими трудностями, им приходится прикладывать много сил, помимо этого, в силу своих физических возможностей, они ещё и быстро устают.
Общая характерная особенность одаренного ребенка заключается в двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем:
• эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
• опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в ДОУ;
• трудности в общении со сверстниками и взрослыми, вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
• нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
• стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
• иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
• повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
Отметим, что опережения развития у детей с ОНР бывает крайне редко, так как именно речь является Высшей Психической Функцией, дающей почву интеллектуальному развитию ребёнка.
У детей нашего контингента «западают» речевое и физическое развитие (чувство ритма, координаия и др.)
Так, понятие одарённости в нашем контексте немного искажается. Чтобы не возникало дискурса, вводится дополнительное понятие «сложные».
Под понятием «сложные» дети, имеются ввиду такие дети, у которых наблюдается специальная одарённость. Это происходит за счёт особого индивидуального маршрута развития: некоторые плохо развитые способности компенсируются другими таким образом, что у ребёнка наблюдаются высокие показатели в одном виде деятельности, и низкие показатели на общем фоне.
Такие дети сразу «бросаются в глаза» своей своеобразной манерой общения и способами взаимодействия с окружающими. Они могут быть чересчур открытыми, активными, а могут быть наоборот замкнутыми и пассивными. У них отмечается высокая тяга к творчеству по причине нестандартного мышления, креативности. Некоторое могут часами заниматься монотонной деятельностью, другие – делать сразу несколько дел одновременно.
Отмечу несколько характерных черт детей с особыми потребностями и особенностей работы с ними:
1) Дети сложно организуются в коллективные игры, нужен постоянный контроль, так как в мире таких детей не существует другого человека, яркое проявление детского эгоцентризма. Им сложно даётся эмпатия, они всегда хотят занять ведущую позицию в игре, вследствие чего возникают конфликты. Интересно, дети которые хотели бы играть вместе со всеми, но не имеющие возможности отстоять свои интересы, избирают путь пассивного игрока, или же вообще играют сами с собой. У многих из этой категории рано начинается период режиссерской игры, однако отличается скудностью сюжетов из-за бедного социального опыта;
2) Дети эмоционально нестабильны, что требует особого контроля за детской познавательной, игровой и др. деятельностью. Вообще нестабильность – главная неотъемлемая черта таких ребят. Постоянная смена деятельности с плавными переходами от одной к другой позволит сохранить константу рабочего дня;
3) У детей нарушена волевая сфера, что преодолевается постоянной тренировкой, повторением изо дня в день правил, норм поведения, последовательности в действиях. Очень эффективны методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии. По причине сложности мыслить образами, и в большей степени развитости наглядно-действенного мышления им легче запомнить действие, чем название этого действия. В подготовительной группе правила запоминаются как правило уже быстрее (вследствие созревания мозговых структур, но на практике применяются нескоро, что характерно для детей с ОНР;
4) По причине негативизма и протеста, так сказать остаточных явлений кризиса 3-х лет, происходит нарушение заученных правил и норм;
5) Темп и скорость усвоения информации у детей разный, а значит требуется больше индивидуальной работы, чем фронтальной. Это особенно важно при формировании самооценки дошкольников;
6) Как уже отмечалось выше все индивидуальны, абсолютно все, но наши логодети индивидуальны по-особому. Исходя из первого пункта, уровень «коллективного бессознательного» ниже, чем в общеобразовательных группах, то есть деятельность и интересы детей разнообразнее, и найти общую для всех сложнее (к середине подготовительного возраста эта разрозненность сглаживается).
7) Однако, если деятельность не имеет общей направленности (вопрос самоорганизации, группа сплачивается в единую неконтролируемую толпу, в которой распределение ролей не столь ярко. Поэтому постоянный контроль, наставничество являются неотъемлемыми в нашей работе;
8) У большинства детей с ОНР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности педагогического процесса в работе. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Главными целями выступают, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
9) В отдельную особенность детей групп нашей направленности выделим семейные отношения, что уже отмечалось выше. Позиция родителей ярко отличается от стандарта. За счёт преобладающего у них отрицания проблем в развитии у детей, сложно выстроить общую сплочённую работу специалистов и родителей – из-за этого бывает трудно достичь продвижения в педагогической работе, во всестороннем развитии ребёнка. Даже у опытных педагогов возникают столкновения с бездействием родителей и отсутствием взаимопомощи.
Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, основанной на взаимодействии взрослых с детьми, является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления моей педагогической деятельности.
В работе с детьми, имеющими ярко-выраженные особенности развития, используют следующие вариативные методы, способы и средства, формы активности (подвижные и статичные):
- образовательные предложения для целой группы (занятия);
- различные виды игр, свободная игра, игра-исследование, ролевые, подвижные и традиционные народные игры и др. ;
- взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
- проекты различной направленности;
- праздники, социальные акции т. п.
Все эти формы могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Но, этот процесс будет успешен только в том случае, если воспитатель выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка, участвуя в реализации поставленной цели наравне с детьми, а не через поучение (делай так и не делай этого) или трансляцию своих целей на цели и ценности воспитанников. Поэтому мне приходится часто экспериментировать, отказываясь от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения, вырабатывать или принимать новые нестандартные подходы к разрешению различных ситуаций.
Возможности различных методов, в смысле активизации познавательной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитанников в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность состоит из отдельных приёмов.
Кроме методов, в качестве средства активизации деятельности могут выступать формы организации работы с детьми. Говоря о различных формах, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия воспитателя с воспитанниками и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности воспитанников.
Формой организации совместной деятельности является занятие по каждой из областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое и т. д.). В ходе занятия воспитатель может использовать различные методы и приемы, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям детей, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности можно использовать следующие:
1. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
3. Активные методы рефлексии.
Подводя итоги, хочется выделить общие принципы и правила работы со «сложными» детьми:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.