Приложение МААМ

Опыт работы с одарёнными детьми в школе

Татьяна Джаджиева
Опыт работы с одарёнными детьми в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети» : максимальное разнообразие представляемых возможностей для развития личности, индивидуализация и дифференциация обучения, его личностно ориентированная направленность, возрастание роли внеурочной деятельности, активное использование межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися, создание условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя, уважение к индивидуальности ученика.

Публикация «Опыт работы с одарёнными детьми в школе» размещена в разделах

Наиболее полно учесть интересы и познавательные способности одаренных детей, организовать и успешно развивать их познавательную деятельность позволяют личностно ориентированные технологии, такие, как развивающее обучение, модульное, проблемное, разноуровневое обучение, метод проектной деятельности, в основе которых идея личностного развития обучающихся. Изучение и освоение указанных технологий осуществляется систематически в процессе реализации методической работы в школе, планов самообразования учителей, их практической деятельности по организации УВП на уроках.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в МБОУ Россошанской ООШ систематически и целенаправленно. Согласно плану контрольно – оценочной деятельности администрацией школы использовались следующие формы контроля деятельности педагогического коллектива по данному направлению:

1. Тематический контроль «Реализация программ «Одарённые дети» и «Работа с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности и низкую учебную мотивацию» (Справка об итогах контроля в Журнале внутришкольного контроля от 22. 01. 2018 г., в процессе которого проанализированы индивидуальные планы работы с одарёнными детьми в аспекте их выполнения, проанализированы мониторинговые карты уровня обученности обучающихся по итогам I и II четвертей, проведены беседы с учителями-предметниками и классными руководителями. Итоги контроля подведены на совещании при директоре с повесткой «О реализации программ «Одарённые дети» и «Работа с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности и низкую учебную мотивацию» (протокол от 22. 01. 2018 г. № 6, на котором приняты конкретные решения, направленные на повышение эффективности работы с указанными категориями школьников и сделан вывод об удовлетворительной работе педколлектива по данному направлению.

Выяснилось, что учителя начальных классов и учителя-предметники спланировали и в сотрудничестве реализовали проектную деятельность одарённых детей :

В начальной школе :

- Икрянникова Л. А. организовала проектную деятельность Буяновой А., обучающейся с повышенной мотивацией к учению, с проектом: «Экологический калейдоскоп», продуктом которого стала презентация, с которой ученица выступила на внеклассном воспитательном мероприятии в начальной школе в рамках экологического месячника 19.04.2018 г.)

- Писарь Н. В. организовала проектную деятельность одарённых обучающихся :

1) Сотниковой А., 3 кл. с проектом по ОМ «Человек – защитник природы» (проектная работа с элементами исследовательской деятельности; с этой работой ученица выступала на внеклассном воспитательном мероприятии в начальной школе в рамках экологического месячника 19.04.2018 г.,

2) Шевченко И., учеником 2 класса, с творческими проектами «Символ года» (с поделкой ученик участвовал в муниципальном конкурсе «Символ года», занял 2 место, «Героическая профессия пожарного» (с творческой работой ученик участвовал в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», номинация «Декоративно-прикладное искусство» и занял 2 место, «Мы помним» (с рисунком ученик участвовал в Муниципальном конкурсе рисунков «Ради жизни на Земле», посвящённый 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, занял 1 место).

В основной школе :

- Медведева И. А. организовала работу одарё нных детей с индивидуальными проектами:

1) Литовченко А., ученица 7 класс, с проектом по теме «Молодёжные субкультуры – это хорошо или плохо?» С этим проектом ученица работала в течение учебного года, защитила его во время промежуточной аттестации обучающихся 7 класса и выступила на итоговой ученической конференции, заняв 2 место.

2) Одним из лучших проектов Маргуновой В. был индивидуальный проект по истории «Тайна твоего имени», который также был представлен на промежуточной аттестации и итоговой ученической конференции, где ученица заняла 3 место.

- Фитисова И. И. организовала работу с индивидуальным проектом Буяновой В., 5 класс, «Четыре действия математики» ( конечный продукт проекта: исследовательская работа и презентация, подготовленная к её защите.

- Лисогор Л. А. организовала проектную деятельность одарё нных детей по биологии:

1) Одним из лучших проектов Бочаровой В. (7 класс) по биологии стал исследовательский проект по теме «Петуния – королева клумбы», защита которого была организована на занятии кружка «Юный эколог», с данным проектом ученица участвовала в школьной итоговой ученической конференции и заняла 1 место.

2) Маргунова В. работала с проектом «Экологическая тропа. Хутор Севостьянов» и выступила с его защитой на занятии внеурочной деятельности «Милютинский район – мой родной край» в 5,6 классах и во время итоговой ученической конференции.

- Ананьева О. П. организовала проектную деятельность Пачко А., ученика 8 класса, по экологии. С исследовательской работой «Экологическая обстановка реки Россошь» ученик участвовал в Муниципальном этапе регионального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», номинация «Природное наследие» и занял 2 место.

- Севостьянова Н. В. организовала работу проектную деятельность одарённых детей, проявляющих склонность к художественному творчеству:

1) Литовченко А., ученицы 7 класса, работу с проектом «Делай добро и не требуй наград». Продукт проекта рисунок. С этим рисунком ученица участвовала в Муниципальном конкурсе рисунков «Доброта спасёт мир», заняла 2 место.

2) Буянова В. подготовила презентацию «Герои В. А. Закруткина» по произведениям нашего земляка В. А. и успешно участвовала в Муниципальном этапе регионального конкурса ученических работ «Читая В. А. Закруткина» в номинации «Презентация», заняв 2 место

3) Пачко А., ученик 8 класса, оформил фотоальбом «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни» и участвовал с ним в муниципальном конкурсе фоторепортажей «Быть здоровым - это модно»; этот фотоальбом был также представлен на школьной выставке творческих работ обучающихся на Фестивале детского творчества в марте 2018 г. и вызвал большой интерес посетителей.

- Джаджиева Т. И. в индивидуальной работе с Буяновой В. также использовала метод проектов: ученица подготовила и выступила на уроках английского языка с творческими проектами «My family» («Моя семья») и «Birthday treats in Russia» («Угощение в День рождения в России») ( с указанным проектом ученица участвовала в Творческом конкурсе: Конкурс презентаций «The best project» («Лучший проект») во время предметной недели

2. Предупредительный контроль «Проектная деятельность и учебное исследование на уроках и во внеурочной деятельности. Подготовка и проведение научно-практической конференции школьников» (протокол от 23.04.2018 г., в ходе которого осуществлялась подготовка и проведение итоговой ученической конференции. В «Положении об итоговой научно-практической конференции обучающихся МБОУ Россошанской ООШ» указано, что данная конференция является основной и ключевой формой презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, а также способствует формированию ключевых компетентностей. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за текущий учебный год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. Контроль показал, что исследовательская и проектная деятельность одарённых детей оказалась достаточно эффективной. Для участия в конференции были представлены 11 работ. В их числе и творческие и исследовательские проекты обучающихся с повышенной мотивацией к учению (о них говорилось ранее).

3. В 2017-2018 учебном году в оценочной таблице «Рейтинг проектов и исследовательских работ : оценивание работ», составленной членами оргкомитета по подготовке конференции в соответствии с указанным ранее Положением, были выделены следующие критерии:

- обоснование темы, новизна, собственный вклад автора в исследование;

- историография (обзор литературы, источники, экспериментальные данные, методы (методики) исследования, умелое их применение;

- оформление работы в соответствии с требованиями (титульный лист, библиография, аккуратность, грамотность, четкое выделение введения, основной, заключительной части, выводов, правильное оформление приложений);

- логичность изложения содержания, стиль;

- практическая и социальная значимость исследования;

- обозначение конкретных и четких выводов по результатам исследования.

В отборочном туре победителями стали обучающиеся: Пачко А. с исследовательским проектом «Экологическая обстановка реки Россошь», Буянова В. с информационным проектом (презентацией) «Герои В. А. Закруткина», Бочарова В. с исследовательским проектом «Культурные растения нашего края», Борисенко Р. с творческим проектом по английскому языку «Певец земли донской», посвящённым М. А. Шолохову, Вахнина Д. с исследовательским проектом «Басни во все времена», Абдокова Д. с информационным проектом «Фаст-фуд: вред или польза?», Матвеев К. с исследовательским проектом «Спасибо прадеду за Победу».

Итоговая конференция обучающихся школы прошла организованно, вызвала интерес школьников. Участники конференции показали эрудицию, компетентность, использование терминологии. В выступлениях школьников прослеживались наличие собственного опыта и авторской позиции. Все выступления сопровождались компьютерной презентацией. Повышению коммуникативной культуры обучающихся, принимавших участие в итоговой ученической конференции, способствовало их участие в обсуждении проектов, многие школьники задавали вопросы по содержанию проектных работ. Однако в ответах на вопросы участники конференции при защите своих работ не всегда давали полные ответы и проявляли достаточные убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение её отстаивать.

4. Организовано методическое сопровождение работы с одарёнными детьми. В 2017-2018 учебном году вопрос об организации и результатах работы с одарёнными детьми рассматривался на заседаниях МС с повестками:

- «Коррекция Информационного банка «Одарённые дети» на начало 2017 – 2018 уч. г. и организация индивидуальной работы с детьми данной категории» (протокол от 31. 08. 2017 г. № 2);

- «О проведении школьных олимпиад по предметам» (протокол от 20. 09. 2017 г. № 3);

- «О подготовке и проведении итоговой ученической конференции» (протокол от 24. 05. 2018 г. № 11);

на заседаниях ШМО учителей:

- обмен опытом по темам : «Организация работы с обучающимися, имеющими низкую и высокую мотивацию к обучению», «Формирование УУД на уроках в процессе реализации ФГОС», в ходе которых учителя делились опытом работы (протокол ШМО учителей начальной школы, учителей-предметников русского и литературы, английского языка, информатики от 26. 09. 2017 г. № 1);

- Итоги Всероссийской предметной олимпиады школьников (школьный уровень) (протокол ШМО учителей начальной школы, учителей-предметников русского и литературы, английского языка, информатики от 26.10.2017 г. № 2) и (протокол ШМО учителей истории, географии, биологии, физики, химии, математики, информатики технологии, физкультуры от 27.10.2017 г. № 2);

- круглый стол по теме: «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности” (протокол ШМО учителей начальной школы, учителей-предметников русского и литературы, английского языка, информатики от 01.12.2017 г. № 3);

- «Работа с одарёнными детьми. Обмен опытом» (протокол ШМО учителей истории, географии, биологии, физики, химии, математики, информатики технологии, физкультуры от 12.09.2017 г. № 1);

На заседаниях МС, школьных методических объединений принимаются конкретные решения, выполнение которых обеспечивает дальнейшее совершенствование работы по данному направлению. Регулярно анализируется Банк данных одаренных детей, по категориям: дети с повышенным уровнем мотивации учения, творчески одаренные дети, дети со спортивными способностями, и корректируется с учетом результатов диагностики и участия школьников в различных проектах на муниципальном уровне.

5. В школе продолжает функционировать «Общество юных исследователей» с целью поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей, организации их исследовательской деятельности. В рамках «Общества юных исследователей» обучающимся с повышенной мотивацией к учению предоставлена возможность совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности под руководством наставников (учителей-предметников Лисогор Л. А., Икрянниковой Л. А., Лопаткиной Л. В., Медведевой И. А., Фитисовой И. И., Джаджиевой Т. И.). Реализуя цели создания данного общества, наставники используют такие формы и методы как индивидуальная работа консультативного характера, организация самостоятельной работы с первоисточниками, дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами, выполнения заданий повышенного уровня сложности, работы над темой исследования (в рамках исследовательской деятельности движения «Отечество», работы над докладом, проектом, олимпиад, литературных творческих конкурсов.

6. В 2017-2018 учебном году в работе с одарёнными детьми все учителя школы активно использовали возможности дистанционных конкурсов и олимпиад всероссийского и международного уровней. Все выше названные учителя имеют Свидетельства, подтверждающие их работу по подготовке обучающихся к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах и Благодарности за активное участие в работе проектов от организаторов проектов. Дипломы победителей, сертификаты участников получили все дети с повышенной мотивацией к учению и с творческой одарённостью за участие в таких проектах, как:

- Международный конкурс «Я -энциклопедия»

- Всероссийская блиц-олимпиада «Правила дорожного движения достойны уважения», проект «Педагогика XXI век»

- Международный конкурс «Законы экологии», проект «Год экологии - 2107»

- III международная онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным»

- Международный конкурс «Олимпиксик» от проекта «Уроки начальной школы»

- Открытые всероссийские викторины «Знанио» 2017/2018 года

- IV Международный конкурс «Мириада открытий» по предметам

- Международная олимпиада проекта intolimp.org, серия олимпиад «Осень 2017», «Зима 2018»

- Международная дистанционная олимпиада («Осень - 2017», «Зима - 2018», «Весна - 2018», проекта «Инфоурок»

- Международная олимпиада «Знанио» (осень 2017-2018, зима 2017-2018, весна 2017-2018)

- Международный дистанционный конкурс «Старт»

- Международный конкурс по английскому языку «English time» проекта «Уроки английского»

- Международный конкурс «Круговорот знаний» проекта Конкурс. инфо

- Международная онлайн-олимпиада: «Блиц-олимпиада по литературному чтению» проекта «Одарённые дети России»

- Международный конкурс «Познайка» От проекта «Уроки начальной школы»

- Международный конкурс по математике «Лига чисел» от проекта «Уроки математики»

- Международный конкурс «Экология России» от проекта ekologia-rossii.ru

- Международный конкурс-аукцион «Знаниада»

- Международный творческий конкурс международного педагогического портала «Солнечный свет»

- Международный интеллектуальный марафон по математике по итогам сентября «МАТЕМИС» проекта «Знанио»

- Всероссийская олимпиада «Пятёрочка» и др.

Следует отметить активное участие школьников и результативность их участия в дистанционных предметных олимпиадах проектов.

Среди обучающихся школы есть победители и призёры, что подтверждается Рейтингом участия в районных, областных, всероссийских и международных мероприятиях в 2017-2018 учебном году и информационным банком «Эффективность работы с одарёнными детьми» (прилагаются).

В 2017-2018 уч. году обучающиеся школы приняли участие во 26 творческих конкурсах по различным номинациям и соревнованиях, в том числе в муниципальных и региональных конкурсах, в 22 из них заняли призовые места (84,6 %, 2 спортивных соревнованиях, 12 дистанционных олимпиадах (осень, зима, весна) всероссийского и международного уровней.

Таким образом, прослеживаются положительные практические результаты. Систематическая целенаправленная диагностическая деятельность, использование современных технологий, в том числе ИКТ и технологии развития критического мышления в практике работы с одарёнными детьми, способствуют их личностному росту.

7. Использование внеурочной деятельности в целях развития одаренных детей заложено в школьной программе «Одаренные дети», в которой один из основополагающих принципов педагогической деятельности в работе с данной категорией детей – принцип возрастания роли внеурочной деятельности. В программе также обозначены методы и формы работы с одаренными детьми : диагностика одаренности, семинары, групповые формы работы, рефераты, доклады, занятия по выбору обучающихся (элективные курсы, олимпиада по предметам, творческие конкурсы, реализация которых наиболее успешно осуществляется во внеклассной работе, способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется в рамках реализации ФГОС НОО. Внеурочная деятельность школьников имеет практический выход на различных мероприятиях классного, школьного, муниципального уровней, дистанционных конкурсах и олимпиадах, в которых также участвуют одарённые дети :

- Классный уровень: проект Буяновой А. «Растительность родного края», проект (в рамках внеурочной деятельности «Дончата», мини-проект «Моя семья» (в рамках внеурочной деятельности «Я - гражданин», проект Шевченко И. «Символ года», оформление в начальных классах выставок с аппликациями, мозаиками, панно (в рамках внеурочной деятельности «Умелые руки») и др.

Школьный уровень : экологический праздник «Праздник труда и урожая» (в рамках внеурочной деятельности «Дончата», выступление хореографической группы младших школьников на мероприятиях КТД в начальной школе : Новогоднее представление «Здравствуй, Новый год!», Утренник " Моя мама лучшая на свете!", Выпускной в начальной школе «До свидания, начальная школа, участие в концертах, посвящённых Дню пожилого человека, 8 Марта, Дню Победы (в рамках внеурочной деятельности «Хореографическая студия «В мире танца» и «Палитра детских голосов») и др.

В 2017-2018 учебном году развитие одаренных детей с повышенной мотивацией к учению в основной школе (5-7 классы в рамках ФГОС ООО) осуществляется также во внеурочной деятельности:

Согласно ФГОС в 5-7 классах организуется внеурочная деятельность. Содержание занятий, предусмотренное внеурочной деятельностью, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется в различных формах деятельности, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность школьников имеет практический выход на различных мероприятиях классного, школьного, муниципального уровней, дистанционных конкурсах и олимпиадах, в которых также участвуют одарённые дети :

- Классный уровень: конкурсная программа «Мисс «7 класс», Урок мужества, посвящённый Великой Победеи др.

- Школьный уровень : КТД на уровне основного общего образования: Конкурсно-игровая программа «Осенний листопад» (28.10.2017г.) Новогоднеепредставление «Новогодние чудеса» (28.12.2017 г) Фольклорный праздник «Широкая масленица» (17.02.2018. г.) «Мы – друзья природы» (20.04.2018 г.)

и др.

8. В 2017-2018 учебном году развитие одаренных детей с повышенной мотивацией к учению в основной школе (5-9 классы) осуществляется также в рамках дополнительного образования в соответствии с Дополнительной образовательной программой школы по духовно-нравственному воспитанию на занятиях кружков: В процессе организации занятий кружков «Литературно-музыкальная гостиная», «Патриот», «Юный эколог» руководители кружков соответственно Лопаткина Л. В., Медведева И. А. и Лисогор Л. А. успешно реализуют стратегию обогащения (т. е. углубления знаний); обучающиеся с повышенной мотивацией учения и склонностью к предмету имеют возможность получать дополнительный материал шире программного минимума, развивать креативность, мышление, умение работать самостоятельно, навыки проектной и исследовательской деятельности, использовать ИКТ. Наиболее эффективными методами на занятиях являются исследовательский метод, метод проектов, самостоятельная работа, интеллектуальная игра. Наиболее эффективные формы занятий: устный журнал, час размышлений, урок мужества, практикум и др.

9. Развитие одаренных детей во внеклассной деятельности осуществляется в процессе организации внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы.

Системная связь на уровне школы осуществляется в рамках взаимодействия:

школьного музея, кружка «Патриот» и «Общества юных исследователей» при организации работы одарённых детей с проектами краеведческой направленности (Матвеев Кирилл, Пачко Алексей исследовательские проекты "Спасибо прадеду за Победу!", «Герои земли родной», подготовка материалов и обновление экспозиции «Эхо войны») и лекциями для посетителей школьного музея;

кабинета биологии (учитель биологии Лисогор Л. А.) и «Общества юных исследователей» (Бочарова Валентина исследовательский проект «Культурные растения нашего края»)

кабинета русского языка и литературы (учитель Лопаткина Л. В.) и «Общества юных исследователей» при организации работы одарённых детей по подготовке докладов, презентаций о жизни и творчестве писателей и поэтов ;

кабинета английского языка и «Общества юных исследователей» при организации работы над творческими проектами по английскому языку.

10. Важную роль в развитии одаренных детей играют предметные недели и месячники, в процессе подготовки и проведения которых учителя-предметники успешно решают комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач, одаренные дети имеют возможности проявить и развивать свои способности по всем направлениям. В 2017-2018 учебном году проведены следующие предметные недели: Физкультуры и ОБЖ (18-23. 09. 2017 г., Математики, физики и информатики (09-14. 10. 2017 г., Неделя Детской книги (20-25. 11. 2017 г, Искусства и технологии (12-17. 12. 2017 г., Русского и Литературы (15-20.01.2017 г., Истории и Обществознания (05-10. 02. 2016 г, Английского языка (12-17.03.2017 г., Неделя ПАМЯТИ (03-09 мая) и месячники: Оборонно-массовой, военно-патриотической работы (23. 01 – 24. 02. 2016 г., экологический месячник (01 – 30. 04. 2016 г.) и др. К подготовке и проведению мероприятий привлекались одарённые дети.

Публикации по теме:

Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью,.

Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми»Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде.

Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель,.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возрастаОпыт работы с детьми младшего дошкольного возраста Моя работа с детьми младшего дошкольного возраста. Я работаю в ГКП (в группе кратковременного пребывания). Эту группу посещают дети.

Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического.

Презентация «Опыт работы с детьми в технике «декупаж»Презентация «Опыт работы с детьми в технике «декупаж» ОПЫТ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Образовательная область: «Социализация».  Интеграция образовательных областей:.

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ. Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий.

Опыт работы «Важные стороны в подготовке детей к школе» Подготовка к школе – одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта работа осуществляется во всех видах детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с одарёнными детьми в школе
Опубликовано: 18 августа 2018 в 22:55
+86Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с одарёнными детьми в школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Джаджиева (УИ 1625913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД