Терлецкая Наталья
Опыт работы по теме «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то,
что думает, а не то, что надо.
Джанни Родари
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Публикация «Опыт работы по теме „Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, тему: «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности – дошкольников» я выбрала как основную в своей деятельности. Новизна опыта состоит в создании системы работы по активизации речевой деятельности детей посредством театрализованных игр.
Цель моей работы - создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Для реализации цели я поставила следующие задачи:
совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи;
активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес детей;
развивать навыки театрально – исполнительской деятельности;
создать атмосферу творчества.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет делятся на:
игры-драматизации
режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
Для исполнения роли ребенок должен владеть «выразительностью речи», которая включает в себя:
- вербальные средства– интонация, лексика;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому, одним из важных этапов работы по развитию речи я выделяю именно работу над её выразительностью.
Для этого я использую знакомые любимые сказки, которые включают в себя всю совокупность средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности также огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Большую роль я отвела организации предметно-развивающей среды. В группе я организовала театральный уголок, обеспечивающий совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. В нём я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей.
Также в работе я использую:
картотеки игр и упражнений
картотека мнемотаблиц
маски
костюмы
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры я уделяю взаимодействию с семьей. Родители дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театральные представления, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые мною, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
В группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним.
Результатом нашей совместной работы стали постановки спектаклей: «Заюшкина избушка», «Под грибом», «Теремок», «Колобок», «Муха - Цокотуха».
Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.