Селина Людмила
Опыт работы «Развитие задатков эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте посредством общения с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Непоседа» п. Вейделевка
Развитие задатков эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте посредством общения с природой.
Воспитатель: Селина Л. А.
Содержание:
Информация об опыте …3
Технология опыта…. 6
Результативность опыта….16
Библиографический список…. 18
Публикация «Опыт работы „Развитие задатков эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте посредством общения с природой“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приложение к опыту…. 19
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Непоседа» п. Вейделевка в младшей группе. Группу посещают 27 детей. В процессе наблюдений за детьми воспитателем был замечен ряд проблем, связанных с социальной адаптацией ребёнка в младшем дошкольном возрасте :
- повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость;
- неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнёров по деятельности, уход от ситуации и т. д. ;
- несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
Всем известно, что приход ребёнка в детский сад коренным образом меняет его положение. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и взрослыми рассматриваются через призму норм, моралей, обязанностей. Начало посещения детского сада требует от малыша, приспособления к новой социальной среде, налаживание контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требовательность и обязанности становятся для ребёнка неожиданностью, тем самым вгоняя его в стрессовое состояние.
Во избежание этого и для более безболезненного перехода в нормальное психологическое состояние необходимо найти пути решения проблемы. Таким решением, скорее всего, может быть развитие эмоционального интеллекта (т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми, который лежит в основе развития личности дошкольника.
У ребёнка в процессе социализации складывается определённая модель мира, система социальных представлений и обобщённых образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.
Актуальность опыта
Наша жизнь очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет нас равнодушными. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже в раннем возрасте у малыша возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы, распространяющиеся на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично».
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста особенно необходима, т. к. в наше время людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта. Но на этом пути возникают определенные противоречия: между необходимостью успешной адаптации ребенка к условиям детского сада с целью сохранения здоровья и неумением ребенка самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; между желаемым уровнем эмоционального интеллекта и возрастными особенностями детей 3-4 лет.
Вышеизложенное позволяет выдвинуть гипотезу о результате развития эмоционального интеллекта детей : понимание и осознание эмоций поможет освободить детей от страхов и предрассудков, им будет легче мыслить нестандартно, легче принимать решения; обладая высоким эмоциональным интеллектом, дети способны будут вести за собой других, внушая доверие, надёжность, вдохновение; у детей появится много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Самый доступный и эффективный способ развития эмоционального интеллекта у детей младшего возраста – общение с природой. Природа – неисчерпаемый источник позитивных эмоциогенных факторов. Ребёнок с самого раннего детства испытывает исконную потребность созерцать Природу, восхищаться Природой и быть в окружении Природы. Дети искренне радуются солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, разноцветным листочкам, упавшим с дерева осенью. Всё это, несомненно вызывает у них только положительные эмоции.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для оптимального развития задатков эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте через созерцание природы и общение с нею.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года (ранний возраст) по настоящее время (младший возраст) была разделена на несколько этапов: I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2014 года;
II этап – основной (формирующий) – декабрь 2014года – январь 2017 года; III этап – заключительный (контрольный) – февраль 2017 года.
1 этап. Констатирующий
1. Начальный мониторинг детей.
2. Изучение теоретической базы и методической литературы по данному вопросу.
2 этап. Формирующий
1. Апробация новых технологий.
2. Разработка конспектов мероприятий с детьми, родителями, педагогами, осуществление подборки дидактических и подвижных игр.
3. Изготовление методических и практических пособий для работы с детьми, оформление познавательных альбомов для детей, консультативно-информационных стендов для родителей.
4. Последовательное формирование задатков эмоционального интеллекта дошкольников посредством созерцания природы.
3 этап. Заключительный
1. Заключительный мониторинг детей.
2. Установление динамики формирования задатков эмоционального интеллекта, бережного отношения к природе.
3. Анализ результатов работы и определение ее эффективности.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен педагогической системой работы воспитателя, охватывающей весь педагогический процесс: ООД, режимные моменты и самостоятельную деятельность детей. В ней происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения посредством созерцания природы.
Теоретическая база опыта
«Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» /Н. А. Ветлугина/. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка / Л. Выготский /.
Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди.
В российской психологической науке понятие эмоционального интеллекта было впервые использовано Г. Г. Гарсковой [77]. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта занимаются : Д. В. Люсин [161 – 164]; Э. Л. Носенко [194 – 197]; Н. В. Коврига [126; 196]; О. И. Власова [69]; С. П. Деревянко [88 – 94]; М. А. Манойлова [170 – 174]; Г. В. Юсупова [312; 313]; А. С. Петровская [216] и другие.
В основных нормативных документах прослеживается важность темы опыта. В Конвенции ООН о правах ребенка заложены следующие основные специфические для детей принципы познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности. Концепция дошкольного образования содержит основные принципы: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка. Стандарт направлен на решение следующих задач : создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на развитие задатков эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте посредством общения с природой.
Характеристика условий, в которых возможно
применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях любого типа и вида, а также в отдельных группах детского сада.
Раздел II. Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности в данном направлении является обеспечение положительной динамики в развитии задатков эмоционального интеллекта дошкольников младшего возраста.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач :
поощрение попыток сочувствия объектам природы, оказания им помощи;
создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающей природе;
развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображений, художественно-творческих способностей, связанных с природой;
расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о природе;
побуждение к эмоциональной отзывчивости на красоту окружающей природы;
использование способов и приёмов, направленных на проявление интереса к окружающему миру природы, развитие желания участвовать в сезонных наблюдениях.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 4 группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Где был Петя?». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови одним словом». В особую, четвертую группу, входят игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора и творческих способностей: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает».
Творческие игры отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом : песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Во время игры, педагог помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.
Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми автор опыта использует большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее.
Работу по воспитанию любви к природе воспитатель начинала с начала учебного года во второй группе раннего возраста. Учились определять характер погоды, знания типичных признаков осени, зимы, весны, лета. По ярким характерным признакам отличать зиму от осени, весну от зимы, весну от лета, лето от осени. Развивали умение устанавливать простейшие связи между временами года и погоды, состоянием растений и ухода за ними, внешним видом животных и способом их передвижения. Накопили и обобщили первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих весной, зимой, летом, осенью. Вели различные наблюдения, проводили опыты. Всё это способствовало тому, что эмоциональные проявления становились всё более сложными и содержательными. В ходе работы по воспитанию любви к природе воспитателем использовались такие игры, как «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, «Узнай по запаху», «Найди, о чём расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты, «Угадай, что в руке» и др. Педагог учит пользоваться сенсорными эталонами и исследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Прививает детям бережное отношение к объектам природы.
В дидактических играх воспитатель постоянно задействует «Центр художественной литературы», помещает в нём альбомы с иллюстрациями даров леса, книги с осенними, зимними, весенними, летними иллюстрациями. Размещает контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски по временам года. (Приложение № 4) Выставляет картины – пейзажи «Таяние снега», «Проталины», «Отлёт птиц», «Как зимуют птицы и звери»; картины Левитана «Весна», «Большая вода».
Чрезвычайно важным для младших дошкольников оказывается «открытие» живых существ в природе, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Так оказывается, что зверь и растение похожи, они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют к ним отношение человека. Ребёнок начинает вдумчиво размышлять над проявлением отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам. Высокая эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста, позволяет активно формировать экологически-ценный опыт общения с животными и растениями и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе. Во время прогулки на участке малыши с удовольствием наблюдают за насекомыми: божьей коровкой, муравьем и т. д. В группе педагог старается дать более расширенные представления о жизни насекомых – дети с интересом смотрят презентацию о жизни муравьёв. Также педагог предлагает вниманию малышей мультфильмы о жизни насекомых «Стрекоза и муравей», «Путешествие муравья». (Приложение № 5)
В своей работе педагог успешно использует художественную литературу и фольклор: С. Маршака «Усатый полосатый», «Весенняя песенка», В. Сутеева «Кто сказал мяу?», К. Ушинского «Васька», А. Блок «Зайчик», В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?», «Яшка», В. Бианки «Холодно в лесу зимой», А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А. Барто «Снег», «Кто как кричит», Л. Екимцев «Чего хочется рыбке», Т. Александрова «На солнышке согрелась ель» и др., а также песенки - потешки, загадки, поговорки о временах года, пословицы.
В соответствии с возрастными особенностями предпочтение отдается русским народным играм-забавам: «Галки летят», «Пекарь», «Ладушки» и др., играм с народными игрушками, пальчиковым играм: индивидуальным («Сорока-ворона» и др.) и групповым («Мальчик-пальчик, где ты был?», «Ай, туки-туки-туки…» и др., подвижным играм: «Кошки-мышки», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору» и др. (Приложение № 6). Все эти игры способствуют формированию представления о добре, красоте окружающего мира природы, возникновению более ярких эмоциональных переживаний. Для раннего и младшего возраста выбирались наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Шел козел по лесу» и др.). Русские хороводы доступны и интересны детям любого возраста.
Начиная с младшей группы, с детьми проводятся фольклорные досуги и праздники, традиционными среди которых стали «Праздник Осени» (Приложение № 7, «Рождество», «Масленица», «Сороки. День птиц», «Пасха» и «Троица» - праздник русской березки. В процессе подготовки и проведения праздников дети знакомятся с произведениями устного народного творчества - пословицами и поговорками, потешками, частушками, загадками, закличками. На развлечения в гости к детям приходят персонажи фольклора, обязательно звучит народная музыка, исполняются песни, ребята играют в игры, отгадывают загадки. Приятным завершением праздника может стать угощение, например, на Масленицу - вкусными блинами с самыми разнообразными начинками, а на Пасху - ароматными пасхальными куличами и яйцами-писанками.
В детском саду создана экологическая тропа. Работа по созданию детской экологической тропы была организована в мае 2015 г. творческой группой педагогов ДОУ под руководством автора данного опыта Селиной Л. А. Назначение экологической тропы: прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе; наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе; проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности (Приложение № 8).
Свою работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников педагог проводит в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Для родителей воспитатель использует папки –передвижки «Эмоции и здоровье», «Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника», «Эмоции и интеллектуальное развитие ребёнка», информационные стенды («Памятка родителям от ребё нка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций», консультации («Что легче: сделать самому или научить ребёнка», «О пользе наблюдений», беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет», консультации для родителей «В союзе с природой», «Правильное отношение к природе начинается в семье», «Воспитание любви к природе». Проводятся групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева», открытые занятия, организовываются выставки поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Раздел III. Результативность опыта.
За время работы над эмоциональным интеллектом в группе уменьшилась конфликтность среди детей. Дети свободно различают и называют эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражают их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносят мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видят связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управляют своими эмоциями. Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития задатков интеллектуального интеллекта малышей, проводимая в ходе мониторинга, результаты которого фиксировались в таблице. Диагностическая методика проводилась в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Методика включает в себя инструментарий, оценку результатов в виде баллов и уровней (высокий, средней, низкий). Использовался метод наблюдения за дошкольниками в разных формах деятельности: организованной образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой, свободной.
Первичный и итоговый мониторинг результативности умений и знаний детей проводился ежегодно. Полученные результаты представлены в таблице.
Сроки диагностики Уровни развития
Высокий Средний Низкий
Сентябрь-ноябрь 2014г. 0 % 37 % (7 детей) 63 % (12 детей)
Февраль 2017 г. 19 % (5 детей) 74% (20 детей) 7 % (2 детей)