Елена Семенова
Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети младшего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания. Цель: Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал, используя инновационные технологии обучения и воспитания.
Основная работа осуществляется через раздел «Познавательное развитие». Задачи по разделам: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»
Развитие познавательных действий.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (исполь-зуя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, вели-чиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз-личных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред-метов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо-угольная и квадратная).
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последова-тельности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
Предметно – развивающая среда в группе «Одуванчик» по познавательно – интеллектуальному развитию создана эстетично по трем блокам: формирование элементарных математических представлений, уголок сенсорного развития, уголок природы и детского экспериментирования. Для детей младшего возраста подобраны простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 4-6 элементов, игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей, парные картинки для сравнения и т. п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки используется и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
Для детей младшего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Например, в процессе игр с водой дети получали представления о том, что вода не имеет цвета, запаха, но ее можно покрасить («Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной. В ходе экспериментирования дети с удовольствием знакомились со свойствами воды, пускали кораблики, проводилась игра «Тонет- плавает», проводила дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.). Любознательность, пытливость ума, познавательная активность у детей дошкольного возраста формируется на основе устойчивого познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
«Мыльные пузыри».Способствовали поднятию эмоционального настроения у детей. Показала ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
«Играем с песком». Экспериментирование. Развивала мелкую моторику рук. Развивала эмоциональное настроение у детей. Учила детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
«Чудесный мешочек». Обучала детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик, фрукты и овощи.
«Прищепки». Экспериментирование. Развивала мелкую моторику рук, творчество и фантазию.
«Поиграем с солнечным зайчиком».Развала понимания причин возникновения солнечных зайчиков. Знакомила с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивала смекалку, любознательность. Учила детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. С детьми в нашей группе выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, научились обобщать, сравнивать, высказывать свои мысли.
В ноябре в группе «Одуванчик» реализован краткосрочный проект по познавательно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать!». Продукт проекта - оформление родителями бизибордов для детей.
родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны:
- Родительское собрание Форма проведения «Педагогический блокнот».
Тема: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала, используя инновационные технологии обучения и воспитания»(сентябрь).
- Буклет «Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего возраста» (сентябрь)
- Копилка полезных советов «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»
- Информационный стенд «Воспитание познавательного интереса через прогулки».
Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях группы, делятся впечатлениями, получают педагогическую помощь и применяют ее в воспитании своих детей.
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы - у детей формировался познавательный интерес, самостоятельность, творческий потенциал через наблюдения, опыты, игры- эксперименты, формировались коммуникативные навыки. Родители воспитанников проявили интерес к познавательно- исследовательской деятельности, они стараются дома с детьми экспериментировать, сравнивать, наблюдать и проводить игры.