Елизарова Оксана Валерьевна
Консультация для педагогов детей раннего возраста «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы начинаем говорить о математике, то у многих возникает
ассоциация со счетом и решением задач. А также что этим нужно заниматься
с детьми уже в старшем дошкольном возрасте. И вообще – математика это
сложно. Но давайте развеем эти предубеждения.
Говоря о математике, следует отметить, что теоретическими основами
процесса математического развития дошкольников являются: развитие сенсорики; закономерности и логика начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д.); учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития
каждого ребенка при отборе содержания; ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка.
Развитие способностей
В связи с этим основной нашей задачей является развитие способности
видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать
предметами, знаками, символами, то есть дать возможность маленькому
человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Начиная с раннего возраста делая потягушки, проговаривайте потешки
с указанием частей тела.
Ребенок растет, Вы показывая погремушки привлекаете его внимание,
он следит за вами взором. Чем старше становиться ребенок, тем шире круг
его интересов. В его жизни появляются разнообразные игрушки и благодаря
им он начинает познавать математику. Подаренные ребенку Мишки могут
быть большим и маленьким – это восприятие величины.
Во время прогулки на улице
Ребенок играет с песком, давайте поиграем с ним:
«Насыпь в ведерко песок. Один совочек, еще один совочек. Вот как много
песка мы насыпали. Теперь делаем куличик. Какой большой куличик у нас
получился». В следующий раз вы сделаете два куличика, один большой,
другой маленький и сравните их. Осенью хорошо собирать листья: «Принеси
мне листочек, еще один, …. Какой большой букет листьев ты мне собрал.
Посмотри, как много листьев». В следующий раз попросите ребенка
принести такой же листик, и он уже соотносит один лист с таким же.
Дома у нас много игрушек, и конечно же есть пирамидка.
Пирамидка – совершенно волшебная игрушка, мы можем сравнивать кольца по величине, обратить внимание что их много (пока не считая). А когда собираем пирамидку то приговариваем: «Одно колечко, еще одно колечко ….», - это уже знакомство с множеством. А какое чудо, наши деревянные или пластмассовые кубики. Их можно раскладывать по цвету (много, поровну, одинаково, при сравнении накладывать друг на друга, можно предложить ребенку взять один красный и много синих (один и много). А это уже основные математические понятия – единица и множество. Также из кубиков можно построить пирамидки разные по высоте, и спросить где высокая, а где низкая пирамидка (высота и цвет). И конечно же мы не считаем, а только сравниваем количество предметов: много, мало, поровну, столько - сколько.
Дома можно сравнивать много или поровну любые группы игрушек.
Например машинки: их можно сравнить по величине, какая больше какая меньше; можно построить для машинок гаражи – большой и маленький, и проверить какая машинка в какой гараж поместиться; можно для одинаковых машин построить гаражи, и чтобы всем машинам достался гараж (это опять поровну).
Также не стоит забывать и о нашем теле. Ориентировка на теле очень важная составляющая в восприятии окружающего мира.
Ранний возраст
Начиная с раннего возраста мы в процессе купания, переодевания, подъема после сна делаем с ребенком потягушечки, когда проговариваем части тела:
Потягушечки,
Потянушечки,
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки.
И в период всего раннего, да и дошкольного детства следует напоминать детям о право-лево. Одеваясь на прогулку, проговаривайте на какую руку Вы одели кофту, варежки, на какую ногу одеваете носки, комбинезон и. тд., а также для активации ребенка на улице можно проговаривать следующее стихотворение:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой.
После-правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Умывание и математика. В процессе умывания, также под потешку моем глаза, щечки, рот, и ребенок показывает их. Все, что сегодня мы рассмотрели, это малая толика того чем можно заниматься с детьми формируя математические знания.