Людмила Данилова
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении младших дошкольников с неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №7 «Орленок»
г. Клинцы Брянской области
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности при ознакомлении младших дошкольников с неживой природой»
Данилова Людмила Николаевна
Воспитатель
первой квалификационной категории
Клинцы
2019
Содержание
1. Введение…. 3
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
2. Актуальность работы…. 5
3. Цели и задачи…. …15
4. Обзор литературы…. 18
5. Практическая часть…
5.1. Развивающая предметно пространственная….21
5.2. Методы и приемы…. 25
5.3. Формы организации детской деятельности….….…. 33
6. Выводы и перспективы…36
7. Используемая литература…39
8. Приложение….
Приложение №1…42
Перспективный план №1 (2017 – 2018уч. год)
Приложение №2…46
Перспективный план №2 (2018 – 2019 уч. год).
Приложение №3…49
Мастер – класс «Экспериментирование с различными материалами» (диск)
Приложение №4…50
ООД Тема: «Экспериментирование с водой» (диск)
Приложение №5…51
Тема: «Экспериментирование в 1 младшей группе» (диск)
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
1. Введение
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Эксперимент позволяет:
— дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах
— повысить наглядность или доступность материала;
— сделать процесс обучения наиболее эффективным;
— наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;
— положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.
2. Актуальность работы
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность. Задача воспитателя – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, выделим основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Вместе с тем, детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено:
— ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — склонен наблюдать, экспериментировать;
— ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, целевые ориентиры, становится понятно, что проблема повышения познавательной активности существует в современной действительности и поэтому актуальность темы моей работы очевидна. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая какое значение, имеет ознакомление детей с явлениями неживой природы, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии познавательных процессов, я пришла к выводу — создать систему работы по этой теме. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Поэтому актуальность темы моей работы очевидна. Исходя из этого данного направления детской деятельности, понимая какое значение, имеет ознакомление детей с явлениями неживой природы, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии познавательных процессов я пришла к выводу создать систему работы по этой теме целью, которого является:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любой ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Проблема заключается в том, что очень часто в детских садах детям преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно, добывать знания. Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому, приоритетным направлением в деятельности МБДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено:
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.
на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
опорой на непосредственный опыт ребенка,
3. Цели и задачи.
Изучив методическую литературу, я поставила перед собой цель: развивать у детей желания проявлять интерес к объектам неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
Так же выделила основные задачи экспериментирования:
• Формировать у детей представления об окружающей природе.
• Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира.
• Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость, растворимость, весомость, мягкость, вязкость, сыпучесть, плавучесть и. т. д.).
• Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
• Развивать собственный познавательный опыт при использовании разных форм исследовательской деятельности.
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
• Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
• Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
• Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
• Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
4. Обзор литературы
Для осуществления намеченного, я познакомилась с психолого- педагогической и методической литературой, в которой широко предоставлена работа по развитию познавательно- исследовательской деятельности.
В. А. Сухомлинский говорил, детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.