Валентина Писняк
Опыт работы «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности.
В содержании учебной программы дошкольного образования определено значение формирования представлений о разных видах музыкально – ритмических движений и способах их исполнения, а также приёмах и средствах выразительности, необходимых для создания образа в танце, музыкальных играх. Результатом работы в данном направлении является исполнение ранее усвоенных и новых элементов танцевальных движений, свободное ориентирование в пространстве, перевоплощение в музыкальный образ с помощью танцевальных движений и образно-пластических действий, активное включение в танцевальное и музыкально-игровое творчество. Ни одно из этих умений мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у дошкольника общих, специальных и творческих музыкальных способностей, музыкального мышления, памяти и воображения, а также воспитания у него творческого отношения к музыкально - ритмической деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыкально - ритмические движения
- Музыкальное развитие
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мои наблюдения позволяют сделать вывод, что в процессе воспитания родители отдают предпочтение интеллектуальному развитию своих детей, но, к сожалению, мало уделяют внимания развитию сопереживания, сочувствия, умению восхищаться, радоваться. Замечено, что у детей дошкольного возраста часто проявляются застенчивость, страхи, агрессия, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, проявляется гиперактивность, развязность и суетливость. Считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения дошкольника, снятие зажатости, формирование чувства сопереживания, и художественного воображения - это музыка и движение. Двигаясь под музыку, дошкольники учатся полнее воспринимать её и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус.
Специально организованная деятельность включает в себя несколько видов деятельности, одним из которых является музыкально – ритмическая деятельность, которая в дошкольном возрасте наиболее активно сопутствует углублению, дифференциации восприятия и формированию на этой основе навыков выполнения выразительных движений.
Детям младшего дошкольного возраста характерны непосредственность и эмоциональность. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности данного периода сказываются на двигательных возможностях. Движения ещё недостаточно точны и скоординированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, адаптированный данному возрастному этапу игровой характер.
Основная работа осуществлялась на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы, через такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения. Готовясь к занятию, тщательно подбирала музыку для разучивания упражнения, музыкальной игры либо танца. После прослушивания музыкального отрывка проводила беседы, в которых дошкольники учились высказывать свои впечатления о художественном, а также двигательном образах, возникающих у них.
Затем в свою работу включала игровые упражнения. Первоначально, у дошкольников не хватало опыта для передачи определённого образа. На помощь приходил взрослый, который показывал варианты выполнения заданий. По мере накопления у детей младшего дошкольного возраста представлений и умений в выразительной передаче танцевальных движений, музыкально-игрового образа, воздействие педагога приобретало косвенный характер.
Далее я приступала к техническому разучиванию музыкально – ритмических движений. Работая над совершенствованием движений с дошкольниками, я использовала всевозможные образы, им понятные. Например, объясняя постановку ног в первую позицию: «пяточки дружат, а носочки поссорились», при работе над постановкой корпуса предлагала представить, что на голове мы «несём яблочко» и все движения нужно делать, стараясь «не уронить» его. При объяснении позиций рук, сравнивала их с «надувным шаром в руках» (первая позиция, «бутоном тюльпана» (третья позиция, как он «тянется к солнышку» (третья открытая позиция). А также, для того, чтобы дошкольникам был более понятен принцип выполнения определённого движения, предлагала им образное название предмета или действия «паровозик» (руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, «часики» (подъём и опусканием рук с фиксацией на определённую долю, «паучок» (положение сидя с развёрнутыми в сторону коленями, руки на коленях, пальцами внутрь, локти раскрыты).
Уже во второй половине года младшие дошкольники с лёгкостью выполняют образные и танцевальные движения. Музыкальные игры вызывают у них интерес и способствуют эмоциональному восприятию музыки.
В средней группе работа над музыкально – ритмическими движениями продолжалась. Музыкальный материал подбирала согласно накопленному ранее художественно-образному и музыкально-ритмическому опыту дошкольников. Включала в работу с детьми среднего дошкольного возраста парные, образные танцевальные комбинации, этюды и танцы. Знакомила с положениями рук в паре, такие как «рука в руке» «ладонь к ладони», «лодочка», «под локоть».
Велась работа над новыми элементами танцевальных движений : притопы на месте и в повороте, подскоки (по одному, в парах, по кругу, врассыпную, «молоточки» (подготовка к «ковырялочке», приставной шаг, сужение, расширение круга. Исполнение плясок и танцев с различными предметами (султанчики, платочки, ленты, цветы, игрушки).
Показателем уровня развития воспитанников средних групп является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение более точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку, умение передать в музыкально-образных движениях действия людей, повадки зверей, имитировать движения транспортных средств, проявлять интерес в придумывании новых движений и музыкально-игровых образов.
В старшей группе музыкально-ритмическая деятельность начиналась с простых импровизаций, начиная с пляски типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая сольным или коллективным исполнением этюдов, каждый из которых предназначен для работы над заданным образом. Впоследствии дети самостоятельно придумывали не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые комбинации и этюды. При этом сюжетная музыкальная игра не теряла своей актуальности, и активно использовалась в моей работе. Я обращала особое внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно подготавливая дошкольников к развернутым композициям. Так шёл постепенный переход от сюжетной игры, к более сложной, активизирующей процесс мышления дошкольника, форме работы - сюжетному танцу. Дошкольникам очень нравилось то, что они сами сочиняли движения, пляски, проявляя при этом все большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, они с удовольствием приступали к сочинению.
Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение у дошкольников друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Вовлекая дошкольников в активные занятия музыкально-ритмической деятельностью, мы, педагоги, делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и тем самым развиваем музыкально-ритмические способности дошкольников. А это является неотъемлемой частью эмоционального проявления детей дошкольного возраста на развлечениях, праздниках и в повседневной жизни.