Наталия Бобыкина
Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Развивающая предметно пространственная среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды
Социально-коммуникативное развитие
Центр игры
Задачи:1. Знакомить детей с окружающими их предметами быта и учить действовать с ними.
2. Формирование умений, реализация игровых замыслов, воспитание дружеских взаимоотношений. Предметное насыщение
«Дом. Семья»
-мебель (кроватки, стол, стулья)
-гладильная доска, утюг
-пылесос
-коляска для кукол
-макет дома с мебелью
-куклы
-наборы посуды
- муляжи фруктов, овощей
-телефон
«Больница»
-игровой набор «Доктор»
-костюм доктора
«Салон красоты «Маленькие модники»
-зеркало
-муляжи женской, мужской, косметики.
-журналы причёсок, мод.
-игрушки – инструменты (фен, бритва, набор расчёсок, ножницы и т. д.)
-фартуки, накидки
Макет «Моя семья»
Центр ППД
Задачи:
1. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
2. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора.
3. Закреплять знания о специальных видах транспорта.
4. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
5. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте.
Предметное насыщение :
-макет перекрестка
-разные виды машин (легковая, бетономешалка, пожарная и др.)
-дидактические игры «Умные машины», «Дорожные знаки»
- макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.
-небольшие игрушки (фигурки людей)
- дидактические материалы «Правила дорожного движения»
-лэпбук «Уроки дорожной безопасности»
-кукла – герой центра регулировщик Светофоров
Центр безопасности
Задачи. 1. Ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения в быту.
2. Закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны.
3. Воспитывать осторожность в обращении с опасными предметами;
Предметное насыщение :
-панно «Опасные предметы»
-дидактические игры «Правильно - неправильно»,
-лэпбук «Уроки Домовенка»
-куклы-герои: Домовенок, спасатель Огонёк, доктор Неболейка
- дидактические материалы по различным направлениям (безопасность в быту, при пожаре, охрана и укрепление здоровья)
- макеты детских площадок
Центр труда, уголок дежурств, уголок природы
Задачи. 1. Формирование предпосылок трудовой деятельности.
2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых.
3. Формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
4. Обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.
Предметное насыщение :
-карточки дежурных
-фартуки для труда
-инструменты для ухода для ухода за растениями
-комнатные растения
Познавательное развитие
Центр экспериментирования «Мы познаём мир»
Задачи. 1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.
Предметное насыщение :
-мини-лаборатория для исследовательских опытов
-«Кладовая лесовичка» - природный материал
-емкости разной вместимости
-гербарии растений
-поделки из природного материала
-песочные часы
- Календари природы
- дидактические материалы по временам года
- дидактические игры «Ассоциации», «Времена года»,
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
Задачи. 1. Развить интерес к конструированию.
2. Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость).
3. Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету.
4. Учить строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах.
5. Побудить обыгрывать сооружения, объединяться в играх. -крупный строительный модульный конструктор.
Предметное насыщение :
-конструкторы типа «Лего» (крупный и мелкий).
-рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
-небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т. п.)
Центр сенсорного развития «Ловкие пальчики»
Задачи. 1. Развивать функциональные возможностей кистей и пальцев рук, способствовать развитию речи и моторики.
2. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
3. Учить использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Предметное насыщение :
-мозаика разных форм и цвета (мелкая,
-шнуровки,
игры с элементами моделирования и замещения.
-геоконт
-различные крупы
-мелкие игрушки
Центр математического развития
Задачи:-Закреплять умение сравнивать количество предметов.
-Учить видеть характерные признаки предметов и сравнивать их.
-Знакомить с геометрическими фигурами.
-Знакомить с цифрами, учить соотносить цифру с количеством предметов
Предметное насыщение :
-кубики с цифрами, наборов картинок с изображениями цифр и предметов
-математические фризы
-счетный материал, счетные палочки
-дидактическая игра «Мои первые цифры»
-наборы геометрических фигур разного размера
Центр краеведения
Задачи. -Воспитывать у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
-воспитывать уважение к культуре других народов.
Предметное насыщение :
-альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»
-альбомы-раскладушки «Мой город», «Первоуральск в разные времена года», «Животный и растительный мир Урала».
-рисунки и поделки детей, посвященные родному краю.
- детско-родительские проекты «Наш родной Первоуральск», «Животный и растительный мир Урала», «Стихи поэтов города Первоуральска» и др.
-коллекция магнитов городов России и стран мира
Речевое развитие
Центр «Мир книги»
Задачи. 1. Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы.
Предметное насыщение :
Художественная литература
Сказки, рассказы, повести, стихи.
Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта «Мои домашние питомцы» и др.
Тематические выставки
«Картины родной природы», «Выставка детских художников» и т. д.
Центр речевого развития
Задачи. 1. Удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации
2. Формирование навыков общения со сверстниками.
3. Знакомство с формулами речевого этикета
Предметное насыщение :
-серии сюжетных картин
-дидактические игры «Чьи детки», «Большие и маленькие»,
- тематические наборы предметных картинок и альбомов по основным лексическим темам
- различного типа лото
Физическое развитие
Центр физического развития «Здоровячок»
Задачи. 1. Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей через развивающие формы оздоровительной работы.
2. Формирование культуры, основ личной гигиены.
3. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни
4. Развивать физические качества детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. -картотека игр (подвижных, физминуток и др)
-спортивное оборудование (гантели, кегли, обручи, скакалки, мячи, ленты, кольцеброс и т. д.)
-лэпбук «Спорт»
-оборудование для закаливания-дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания
-дидактический материал по теме «Здоровый образ жизни», «Режим дня» и др.
-журналы для чтения и рассматривания «Правильное питание-основа процветания», «Режим дня» и др.
-альбомы для рассматривания «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Спортивные атрибуты»
-зрительные дорожки
-тактильные мешочки, слуховые коробочки
- ветрячки для дыхательной гимнастики
Художественно-эстетическое развитие
Центр музыкально-театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
Задачи. 1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4. Формировать опыт социальных навыков поведения.
5. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности
6. Способствовать формированию интереса к музыке, творчеству,импровизации.
Предметное насыщение :
-шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
-персонажи кукольного театра (дед, бабка, медведь, заяц, лиса, волк и др.)
-ширма
-атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов)
- иллюстрации к сказкам
«Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» и др.
- «Уголок ряженья» : костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты короны, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
-музыкальные инструменты (бубен, ложки, маракасы, шумовые инструменты)
-помпоны для танцев
-платочки, ленточки, султанчики, маски.
-магнитофон
-музыкальный репертуар: минусовки, детские песни, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
уголок творчества «Умелые руки»
Задачи. 1. Формирование творческого потенциала детей
2. Развитие интереса к изодеятельности.
3. Формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Предметное насыщение :
-трафареты
-схемы рисования животных, птиц, людей, деревьев, транспорта и др.
-альбомы с разными росписями (дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, городецкая, хохлома, гжель и др.)
-раскраски
-материалы для рисования (восковые мелки, фломастеры, кисти, поролон, печатки, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь и др.)
-пластилин
-доски для лепки
-материалы для аппликации (бумага разного формата, разного цвета, разного качества, ножницы, клей
-простейшие схемы для выполнения аппликаций