Приложение МААМ

Предметно-развивающая среда как обязательное условие работы ДОУ

Светлана Подызбина
Предметно-развивающая среда как обязательное условие работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-развивающая среда

как обязательное условие работы ДОУ

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.  Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира.  Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.  

Публикация «Предметно-развивающая среда как обязательное условие работы ДОУ» размещена в разделах

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю? Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Главная задача воспитателя  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдых.

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требования к предметно-развивающей среде, которые прописаны в ФГОСе связаны, прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.  Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Воспитатель должен реализовать на практике требования ФГОС, проводить образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей; использовать принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организовать профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности; проектировать образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения; в проектировании предметно-развивающей среды воспитатель должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Опираясь на опыт работы в ДОУ пришли к выводу, что оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума.

Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в умывальной комнате организован уголок природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие, в элементарном труде ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры : «Хоккей» «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Салон красоты», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно - ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!»

Таким образом, предметно-развивающая среда в ДОУ способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка- дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы старших дошкольников Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Детский.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Моя группа "Смешарики" Наш девиз: Скорее познакомьтесь с нами Смешариками-озорниками! Мы-девчонки и мальчишки Веселушки-шалунишки! Любим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одним из успешного решения задач обучение и воспитание является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению.

Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС до Детский сад-это второй дом и для детей, и для нас, педагогов. Свой дом хочется сделать уютным и теплым. А детский сад ещё и максимально.

Предметно — развивающая среда в ДОУПредметно — развивающая среда в ДОУ Одно из важнейших условий, способствующих психическому развитию ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование.

Развивающая предметно-пространственной среда (из опыта работы) Модернизация и актуализация Дошкольного Образования, в соответствии с ФГОС, требует от педагога - профессионала вдумчивого и грамотного.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Эколого-развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детейЭколого-развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детей Детский сад является первым шагом на пути экологического образования детей, поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как обязательное условие работы ДОУ
Опубликовано: 1 июля 2015 в 14:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда как обязательное условие работы ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Подызбина (УИ 353675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД