Елена Белова
Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающие поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями?
К. Ушинский.
Большое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы. Считаю, что необходимо воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осозновать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющий жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа своим разнообразием, красочность и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим
на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, которая требует от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
Мое педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе.
Каждое знакомство с природой я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.
Как только земля освобождалась от снега, предлагала детям поискать зелёную травку. Говорила им, что земля проснулась после зимнего сна.
С наступлением тепла отправлялись в лесопарк, где можно найти первые весенние цветы. Рассматривая их, рассказывала, что ещё не растаял в
оврагах снег, а уже под деревьями белым и голубым ковром расстилаются подснежники. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминала
детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать.
Цветы будут радовать своей красотой других людей.
Загадывала детям загадку:
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник.)
Спрашивала у ребят: почему цветок назван так?
Весной сажали вместе цветы, поливали их. Когда выросли –нюхали, любовались, в то же время кто-нибудь да забежит на клумбу. Показывали
как гибнет сорванный цветок, а его «сестрички и братишки», такие же цветочки, поникли головками и плачут. Реакция детей на такие эпизоды была различной. Одни переживали и надолго запоминали случившееся, другие с интересом слушали и наблюдали мои объяснения, третьи оставались равнодушными, им это не интересно и еще не понятно.
Цветок вырос прямо на дороге. Вместе с детьми пересадили его в безопасное
место, а затем наблюдали, как он себя чувствует, хорошо ли ему, удобно ли.
Надеемся, что, когда наступит лето и мои ребята повзрослеют, поумнеют, больше узнают, у нас на участке вырастет много чудесных цветов. Но сразу ничего не бывает и само по себе не происходит. Поэтому самая главная задача – научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать в нем чувство ответственности: «Я сильный, а одуванчик слабый», «Я буду добрым!».
Во время первой экскурсии на луг разрешала детям побегать, поиграть,
насладиться красотой природы. Тут же напоминала, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята немного отдохнули, прочитала
им стихотворение:
Если в майский день пришёл ты,
Чуть с полей сбежал снежок,-
Ты увидишь жёлтый-жёлтый,
Ослепительный лужок…
- От чего пожелтел луг? Какие цветы жёлтого цвета?
Дети сразу называли одуванчики. А потом все вместе исками цветы жёлтого
цвета, с которыми ребята были незнакомы. Это лютики. Рассматривали цветок, рассказывала детям, что называется он так, потому что ядовитый (злой, лютый).
Очень интересно прошло знакомство с медуницей, которая растет в тенистых местах на берегах ручья. На одном стебельке- розовые, голубые, синие и фиолетовые цветочки. Мы наблюдали, как кружат над медуницей пчёлы.
Из рассказа Н. Павловой «Находка» дети узнали, что пчелы собирают мёд только в розовых цветочках.
Большое значение уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают и запоминают.
В нашей группе мы оборудовали место для полочки «Умных книг». Вместе с детьми и родителями подбираем, пополняем «полочку» детскими книгами, энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами.
Детям очень нравились путешествия в мир растений они часто спрашивали,
когда снова пойдём на луг, в сквер, на речку, в лесопарк. Ребята увлекались поисками новых, незнакомых растений, просили меня рассказать о них.
Если я затруднялась ответить, то срывали растение и несли в детский сад,
где нам помогали книги. Дети вместе со мной искали это растение в альбомах, в книге «Четыре времени года».
В конце лета проводились занятия «Рассматривание луговых растений».
Использовала дидактические игры, через которые старалась вызвать у детей
интерес к познанию окружающего мира, а главное природы, читала о цветах стихи, загадывала загадки. Теперь дети легко могли отгадывать их.
Без особого затруднения дети могли объяснить, почему луг желтый, почему синий, алый. А может ли луг быть белым? Вспоминали, какие цветы на лугу белого цвета (ромашки, белый клевер, тысячелистник).
Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с замятиями в уголке природы. Все наблюдения фиксируем в календаре природы и погоды, в дневнике наблюдений.
За лето и осень мы собирали гербарий, благодаря которому закрепляли знания дошкольников о растениях. Рассказывая интересные истории и
сказки из жизни растений, учили детей придумывать сказки загадки.
Ребята с увлечение работали в цветнике и огороде.
Экологическое воспитание дошкольников я проводила в тесной связи с
семьёй. Уже на первом родительском собрании вырабатывала единые
задачи :
• приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам
ко всему живому в окружающей жизни;
• заботиться о птицах, животных;
• учить детей видеть красоту окружающей природы.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном усло-
вии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.