Наиля Талгатовна
Педагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется педагогический опыт работы по познавательному развитию, формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста.
2слайд
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее.
Публикация «Педагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера, 2017 год в России объявлен годом экологии.
На сегодняшний день, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые (педагоги, родители, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.
Таким образом, основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
3слайд
В связи с актуальностью данной проблемы педагогическим коллективом нашего Учреждения особое внимание уделяется формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста через разнообразные формы работы.
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум).
Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
4слайд
Для достижения основной цели намечены задачи. (пауза)
Дополнительно, по решению педагогического совета в учреждении реализуется дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Азбука экологии», разработанная на основе программы экологической направленности «Мы» Н. Н. Кондратьевой для детей с 5 до 7 лет.
Содержание программы направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природным миром ХМАО-Югры.
5слайд
На протяжении всего календарного года экологическое воспитание детей осуществляется через специально организованную деятельность, совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность.
В рамках реализации Образовательной программы дошкольного образования учреждения мы затрагиваем и изучаем природный мир страны, округа, города.
6слайд
Образовательный процесс с детьми осуществляется через разнообразные формы работы : игровые обучающие ситуации, наблюдение, труд в Центре природы, целевые прогулки, экспериментирование и опыты, развивающие игры, досуги и развлечения.
Наряду с традиционными формами работы с детьми в нашем учреждении эффективно реализуется проектная деятельность.
Это краткосрочные и долгосрочные проекты экологической направленности, участниками которых являются воспитанники, родители и педагоги.
О реализации проектного метода обучения подробнее расскажут мои коллеги, воспитатели.
7 слайд
«Золотая осень».
Специфика краткосрочных проектов заключается в их узко-направленности, то есть как правило они нацелены на какой-то конкретный объект или предмет. Срочность таких проектов от одного дня до одного месяца.
В нашем образовательном учреждении в этом учебном году было запланировано и реализовано четыре краткосрочных проекта, ориентированных на детей 4-5 лет.
Первый недельный проект нацелен на расширение и обогащение знаний детей по теме «Осень. Овощи и фрукты», в ходе которого были проведены увлекательные досуги, а также организованы яркие, красочные выставки детских творческих работ на тему «Осень» и работ, выполненных родителями с детьми из природного материала «Дары осени».
8слайд
В параллельной группе в течении 12 дней также был реализован проект с осенней тематикой. В ходе его проведения были пополнены образовательные центры новыми пособиями, игротека по теме «Овощи и фрукты». Была выполнена коллективная аппликация «Чудо-дерево» и конечным продуктом стал досуг «Что нам осень принесла» с участием персонажа Старичок-лесовичёк.
9слайд
Следующий трехнедельный проект нацелен на знакомство с природой родного края. Его реализация позволила сформировать у детей, в соответствии с возрастом, устойчивые представления о Югорской тайге и ее обитателях. Интересными моментами стали составление детьми книжки-малышки и коллажа. В завершении проекта был проведен досуг с презентацией «Кто в лесу живет».
10слайд
В канун Нового Года был реализован последний, четырехдневный проект нацеленный на воспитание природоохранного поведения детей. Среди родителей распространяли буклеты «Не рубите ёлочку!». Организовали выставку совместных работ родителей и детей по теме «Сделаем ёлочку своими руками».
В завершении было проведено, яркое, запоминающиеся развлечение «В гости к ёлочке». А самое главное, что по результатам опроса родителей нашей группы ни одна семья не установила в своей квартире живую ёлку!
По моему мнению достижение целей поставленных в проектах, доказывает необходимость работы по данному направлению.
11слайд (Ситникова Т. Н.)
Я хочу вам представить долгосрочные проекты, которые были реализованы в нашем дошкольном образовательном Учреждении.
Если краткосрочные проекты направлены на решение проблемы узкой направленности, то долгосрочные проекты реализуют несколько направлений.
Они более масштабны и по срокам реализации рассчитаны на более длительный период: от года до трёх лет.
Первый проект, включает в себя использование пособия «Мир на ладошке» который эффективно использует в своей работе педагоги среднего дошкольного возраста.
Это обучающие программы для детей с рождения до 5-6 лет.
Благодаря систематическому использованию данного пособия, у детей просыпается интерес к поисковой деятельности, которая важна в их будущем развитии.
Участниками этого проекта не только воспитатели и дети, но и родители, которые учатся вместе с детьми любить и охранять природу.
В ходе этого проекта для родителей и детей был создан клуб «Почемучка», проведена совместная деятельность взрослого и ребёнка «Волшебница водица».
Круглый стол для родителей параллельных групп по данной теме.
Итогом этого проекта было проведение акции «Добрых дел» по озеленению игрового участка.
12слайд
Следующий проект, который я хочу представить вашему вниманию, направлен на воспитание морально-нравственных качеств личности детей через экологическое воспитание.
Участниками этого проекта являлись педагоги и дети.
В ходе его реализации была проведена выставка рисунков «Природа глазами ребенка», изготовлено пособие «Волшебный круг».
Оформлен макет «Природа», который предназначен для проведения с детьми познавательных бесед об окружающем мире, помогает наглядно представлять среду обитания животных, формировать целостную картину мира.
13слайд
Данный проект был направлен на формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманному отношению к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о сохранении природы.
Участниками проекта были воспитатели, дети и родители.
Воспитателями группы ежеквартально выпускается газета «Экологический вестник». В которой отражаются экологические мероприятия, проведенные в учреждении.
Проводятся акции: «Чистая планета», «Открытие птичьей столовой»,
«Ёлочка – живая иголочка», «Жизнь в капле воды», «Навсегда чистому городу ДА!». В рамках проведения акций изготавливаются буклеты, плакаты, памятки для распространения среди родителей и детей.
Педагоги вместе с детьми оформляют книгу «Береги природу»
14 слайд
Этот проект был направлен на воспитание бережного, внимательного отношения к природе родного края.
Участниками его были педагоги, дети и родители всех возрастных групп.
В ходе реализации данного проекта проводились:
• Игровые обучающие ситуации
• Решение проблемных ситуаций
• Акции по благоустройству территории
• Экскурсии,
• Целевые прогулки
На заключительном этапе воспитанники вместе с педагогами провели акцию на площади возле торгового комплекса «Купец и к», в ходе которой призвали жителей города беречь природу родного края, сохранять и приумножать её. Данный проект представлен на муниципальном уровне в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить».
15слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Мы стараемся установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки, сделать их нашими союзниками в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Работа с родителями осуществляется в системе по четырем направлениям: на слайде.
16слайд
С целью изменения позиции родителей «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» педагогического процесса» в Учреждении проводятся разнообразные формы работы с их активным участием, направленные на экологической воспитание дошкольников.
Своей целенаправленной работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
17слайд
Взаимодействие с социальными партнёрами.
Мы не можем успешно реализовывать свою деятельность в вопросах экологического воспитания дошкольников и развиваться без широкого сотрудничества с социальными партнёрами.
Взаимодействие с другими учреждениями города в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
В настоящее время налажено тесное сотрудничество с такими учреждениями: МБОУ ДОД «ДХШ», Центральная детская библиотека, МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр», музейно-туристический комплекс «Югра».
18слайд
В этом учебном году создано сообщество дошкольных образовательных учреждений города Мегиона, в рамках которого разработан и реализуется проект «Мы вместе».
В октябре 2016 года на базе нашего детского сада проведён городской туристический слёт «Спасатели, вперёд!». В мероприятии приняли участие четыре команды из дошкольных образовательных учреждений нашего города.
19слайд
Повышение педагогической компетентности, профессионального мастерства педагогов учреждения в вопросах познавательного развития, формирования экологической культуры воспитанников.
Одной из основных задач учреждения является повышение педагогической компетентности педагогов, профессионального мастерства в вопросах экологического воспитания. Поэтому в этом учебном году проведена практическая конференция на муниципальном уровне. (тема на слайде)
В ходе которой, представители дошкольных образовательных учреждений поделились опытом работы по экологическому воспитанию детей.
Презентацию опыта работы по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста педагоги продемонстрировали в рамках педагогического совета «Экологическая карусель».
20слайд
В завершении нашего выступления, хочется отметить:
• Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края.
• Педагоги достаточно компетентны в вопросах экологического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: применяют традиционные и инновационные формы работы.
Мы с уверенностью можем сказать, что наши воспитанники гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
21слайд
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.