Мария Семенченко
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
«Современная экология – это наука о том,
как передать Природу, наш общий дом,
нашим детям и внукам, чтобы им в нём
было жить лучше и удобней, чем нам»
Моисеев Никита Николаевич
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Экологическое воспитание–это одно из направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме? Конечно, нет! Для того чтобы жизнь людей в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной нужно формировать экологические знания детей в дошкольном возрасте.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Наш детский сад сравнительно молодой, как и сама наука - экология. Территория нашего учреждения формировалась руками педагогов в буквальном смысле слова: сами возили землю, разбивали клумбы, сеяли травку, сажали деревья, цветы – мы создавали экологическую среду для дошколят!
И сейчас наша «Берёзка» расцвела прекрасным букетом, в который каждый год присоединялся цветок, с помощью системной и слаженной работы педагогов, детей и родителей! Наш «Дом» открыт для полноценного, качественного формирования основ экологической культуры, воспитания социально-активной, творческой личности ребёнка, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ней!
Педагогический коллектив центра развития ребёнка детского сада № 15 «Берёзка», в котором я работаю воспитателем, работает в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработанной на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников, которая включает и экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания детей в системе, наша работа базируется на экологической программе С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).
Цель программы С. Н. Николаевой "Юный эколог": воспитывать экологическую культуру дошкольников. Она создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированна на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Одной из задач, которой является создание условий для формирования основ экологической культуры через воспитание социально-активной личности.
Проанализировав программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование метода проекта явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу.
Для своего интеллектуального развития мною была изучена методическая литература таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, Н. А. Рыжова по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы другие программы по данному направлению:
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,
О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»,
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,
Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология экологического образования детей в старшей группы ДОУ».
Также был осуществлен анализ имеющегося программно- методического обеспечения, анализ предметно – развивающей среды в группе, были определены содержание методов и форм работы с воспитанниками ДОУ.
Наш детский сад оснащен компьютерной техникой, имеются в наличии интерактивные доски, все эти технические возможности педагогический коллектив использует в воспитательно – образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Принимая во внимание актуальность и значимость информационных технологий, я использовала проектную и исследовательскую деятельность в своей педагогической работе, для формирования экологических знаний у детей. Проектную деятельность я так же применила и в работе с коллегами и родителями, тем более что, постоянно растущий научно-технический прогресс диктует все новые и новые требования к содержанию и организации образовательной деятельности.
В процессе работы я организовала совместно с родителями предметно развивающую среду для экологического развития детей. Был накоплен и разработан методический материал: наблюдений, занятий, консультаций, исследований, опытов, практикумов, экологических проектов.
С каждым годом актуальность и значимость экологического воспитания детей, как средство социализации ребёнка, методом проектно - исследовательской деятельности в дошкольном возрасте возрастает, и я решила более глубоко изучить, разработать данную тему и поделиться опытом работы.
2. Проблема, объект, предмет исследования и тема педагогического опыта
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. В России идет становление новой системы образования, ориентированного на сильную, развитую личность во всех сферах образования. Современный период развития общества подвержен сильному влиянию экологии на его здоровье и если мы не дадим детям, начальные понятия «сохранности и созидания природы», то у дошкольников не будет осознанного поведения в природной среде и наша планета Земля может просто исчезнуть с орбиты, а вместе с ней и человечество!
Педагогическая проблема:
создание условий для формирования экологических знаний дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода в контексте с ФГОС ДО.
Решение педагогической проблемы необходимо для развития познавательного интереса и творческой активности дошкольников, для ведения успешной проектно - исследовательской деятельности и успешного взаимодействия всех участников в этой деятельности.
Проблема определила:
Объект исследования: формирование культуры экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектные исследования
Предмет исследования: формирование экологических знаний у детей
в процессе проектно-исследовательской деятельности
Постановка проблемы определила в последствии тему обобщения моего педагогического опыта работы.
Тема моего опыта работы:
«Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний
в процессе проектной и исследовательской деятельности
в контексте ФГОС ДО»
3. Цель и задачи опыта работы
Цель опыта работы:
Повысить качество формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста в процессе проектно и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Исходя из поставленной цели, сформированы следующие задачи:
изучить экологическую обстановку нашего края
изучить педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
создать условия для формирования у детей знаний элементов экологической культуры и норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом
систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе
развивать экологическое мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной, опытнической и исследовательской деятельности детей
развивать умение пользоваться приборами – помощниками при проведении исследований (увеличительные стёкла, чашечные весы, песочные часы, лейка)
развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе
воспитывать свободную, творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы
вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей
4. Гипотеза
Проектные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Они применяются не только на старшей ступени обучения, но и в дошкольных учреждениях. Для того чтобы у каждого российского дошкольника была возможность продемонстрировать свои творческие способности, получать новые умения и навыки, у них должны быть сформированы знания в процессе вовлечения в проектно исследовательскую деятельность. В современном мире всё больше педагогов отдают предпочтение проектному методу обучения, в связи с развитием информационных технологий, это удобно, необычно, интересно и этого требует профессиональный стандарт для российских педагогов, поэтому можно предположить:
Гипотеза:
предполагаю, что экологические знания детей дошкольного возраста будут более эффективными, качественными, повысят социальный опыт воспитанников и их семей, при системном использовании в их деятельности метода исследований и вовлечение подрастающего поколения и родителей в проектную деятельность.
5. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,
являющихся базой для формирования представленного
педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы, который был начат в 2012 году.
Работа над данной темой опыта была начата с детьми в младшей группе и по настоящее время на базе МБДОО ЦРР - ДС №15 «Берёзка» пгт. Ильский, в количественном составе 37 человек.
На момент внедрения метода проектов в группе были дети младшего дошкольного возраста: мальчиков – 23 и девочек - 14 человек.
Количественный и гендерный состав группы к старшему возрасту на половину изменился, а при наборе новой группы в 2017г поменялся в количественном составе наоборот, и это соответственно внесло некоторые коррективы в ход работы при исследовательской деятельности.
Из многодетных семей 5 детей, из неполных семей 10 детей.
Родители данной группы являются разновозрастными родителями.
Из педагогического наблюдения с психологом, коммуникативные способности детей делились на две группы:
Экстраверты– общительные дети.
Интроверты – дети замкнутые, предпочитающие игры в одиночестве.
Диаграмма изменения коммуникативных способностей детей путем метода проекта с 2012уч. г по 2017уч. г.
Литература:
1. МЫ Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2001. - 240 с.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2005 - 336 с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. - М. : Мозаика-синтез, 2006
4. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. - с. 153-159.
5. Огородникова Н. В. Проектная деятельность - достоинства использования технологии и преодоление её недостатков // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М., 2005
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000 - 112 с.
7. Рыжова Н. А. Путешествие в мир природы, // Дошкольное образование, № 6, 2008.
8. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / составители Олешков М. Ю., Уваров В. М. - М. : Компания Спутник+, 2006 - 191 с.
9. Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 2005 - 151 с.
10.. Зыкова О. А. Методические рекомендации «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М. : «Элти-Кудиц», 2012. – 104с., илл.