Евгения Сергеевна Силич
Проект «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экологии
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание.
Тема опыта работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Экологическое воспитание и образование дошкольников –это актуальная проблема нашего времени.
Публикация «Проект „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель - воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому, а так же сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.
Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир как закономерность природных процессов.
-Установить взаимосвязь природы и человека.
- умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
-Воспитывать у детей желание ухаживать за растениями и животными.
В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников :
Научность,
Доступность,
Гуманистичность,
Системность,
Преемственность,
Интеграция.
Формы и методы работы
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы:
• экскурсии;
• конкурсы;
• акции;
• выставки;
• сказки;
• занятия;
• игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание в группе развивающей среды экологического направления, в которой демонстрируется детям правильное отношение к природе. Воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Для обогащения детских знаний используется большое количество настольно – печатных игр экологического содержания : «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода?» и т. д
В группе оформлен «Центр природы». В нё м находятся: комнатные растения, мини огород, природный материал, календарь природы
Совместно с детьми изготовили альбомы о природе и гербарий.
На занятии по экологии эффективно используется прием моделирования. С помощью макетов: пруда, улья, муравейника, сафари, парка динозавров, леса, фермы- успешно осуществляется познавательная деятельность детей.
При изучении темы «Животные и растения нашего края» завели «Красную книгу природы». В ней собраны исчезающие виды животных и растений Южного Урала.
Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке.
С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений, собираем семена, а затем используем в своих творческих работах. В свободное от занятий время с детьми изготавливаем из природного материала поделки.
С детьми проводим опыты с водой, песком, снегом, растениями, камнями.
Проводимые наблюдения и эксперименты стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность и самостоятельность, воспитывают доброжелательное отношение к живой природе.
В группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана художественная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста.
Любят дети участвовать в постановке экологических сказок. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания о родной природе.
Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники и развлечения «Осенины», «В гостях у Лесовика»
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Так как сотрудничество с родителями воспитанников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.
Периодически проводятся тематические выставки детских рисунков и поделок о природе: «Мир глазами детей»,» «Такие разные бабочки», «Радуга-дуга», «Украшение зимы-снегирь», «Чудо овощи» и другие. Родители активно участвуют в озеленении территории детского сада.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Родители являются непосредственными участниками наших проектов : «Удивительный мир бабочек». «Как приходит осень», «Аптека под ногами», «Как животные готовятся к зиме», «Где живёт снегирь». Темы проектов, подсказывают дети, пытаясь найти ответы на свои «почему?» Данные проекты способствовали развитию творческого интеллектуального мышления дошкольников и умению приобретать знания из разных источников.
В результате освоения детьми поставленных задач, повысился уровень по экологической воспитанности.
Таким образом, экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.
В будущем планирую продолжить работу по данному направлению.
Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна брошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!