Елена Колесникова
Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Дети младшего возраста еще не имеют точного, сформировавшегося представления о культурно-гигиенических навыках, культуре еды и поведения за столом. Маленький ребенок, в силу своего возраста, практически ничего не умеет делать сам, всякое действие ему дается с трудом. Да и не всегда у детей есть желание проявлять самостоятельность, доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Поэтому ребенок требует, чтобы ему помогала мама: вымыла руки, одела, накормила, убрала все на место и т. д. И мамы, конечно же, всегда стараются помочь своему крошке, ведь он еще такой маленький! А у ребенка тем временем очень быстро формируется пассивная позиция по отношению к необходимости прилагать усилия.
Публикация «Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Придя в детский сад, у ребенка начинают формироваться новые навыки, привычки, связанные с изменением обстановки, вида деятельности; появляются новые обязанности. Ребенок невольно сталкивается с массой трудностей: самому нужно мыть руки, вытирать своим полотенцем, вешать его на место; самому держать ложку, есть, вытирать рот салфеткой, при этом соблюдать аккуратность, порядок. Ребенок устает, быстро утомляется, начинает капризничать, просить воспитателей помочь ему.
Для успешной работы с детьми в этот период очень важно вызвать у них положительные эмоции. Лучший способ преодоления всех этих трудностей для ребенка – это игра. Воображение детей, их фантазия позволяют превращать в игру любой процесс. Умываясь, они играют с мылом, пытаясь побольше намылить его на ладошках; во время еды могут превратить корочку хлеба в машинку и «возить» ее по столу; переливать суп из тарелки в чашку с компотом; а как весело сдувать комочек салфетки со стола на пол! Вот это умение детей все превращать в игру, играть долго и при этом не уставать, позволяет научить их правильным действиям, сформировать правильное отношение к умыванию, приему пищи, поведению во время еды. Дети увлеченно показывают мишке, зайчонку, кукле, как надо пользоваться мылом, намыливать и смывать ручки; учат их, как нужно держать ложку, что нужно все съедать, не проливать и не крошить, не играть с едой; как правильно пользоваться салфеткой. Малыши совершенно не устают показывать игрушкам (которые постоянно все забывают, как это нужно делать правильно, учат их. И сами того не замечая, дети учатся, играя с ними. Для этого педагогу рекомендуется использовать эффективные, различные игровые задания:
- упражнения:
«Покажем зайчишке, как правильно держать ложку»
«Научим куклу Олю пить из чашки»
«Поможем няне: не будем крошить и проливать» и многие другие.
- дидактические игры:
«Разложи картинки по порядку» - алгоритмы умывания, одевания, распорядок дня.
«Что нужно кукле для умывания»
«Накормим куклу обедом»
«Оденем куклу на прогулку»
«Уложим Мишку спать».
- игровые ситуации:
«Как правильно вести себя в гостях»
«Как приятно быть чистым и опрятным».
Просмотр мультфильмов:
«Винни Пух в гостях у Кролика»
«Домовенок Кузя»
«Три кота»
- игры-соревнования:
«Кто скорее доест суп»
«Чей стол самый чистый».
Для придания действиям яркого эмоционального окраса можно использовать потешки, стихотворения известных авторов:
«Водичка, водичка…»
«Расти, коса до пояса…»
Е. Благинина «Обедать», «Я умею обуваться»
С. Капутикян «Маша обедает», «Мыли мылом ушки…»
З. Александрова «Мой мишка»,
Э. Мошковская «Приказ», «Доктор, доктор, как нам быть…»
А. Барто «Девочка чумазая».
Можно самим придумать небольшие четверостишья и рифмовки:
«Кран»
Ну-ка, краник, покрутись,
Слева вправо повернись.
Дай в ладошки нам водичку :
Вымыть ручки, вымыть личико.
А теперь закрутись –
Справа влево повернись!
«Микроб»
Кукла Оля не играет:
У нее болит живот.
Виноват во всем микроб!
Чтоб микроба победить,
Надо руки мылом мыть.
Грязь отмылась до бела,
Кукла Оля весела -
Продолжается игра!
«За столом»
Ели аккуратно –
Стало всем понятно:
Малышам приятно
Выглядеть опрятно!
«Салфетка»
Суп в тарелку наливают,
А из чашки пьют компот.
А салфеткой вытирают,
Если ты испачкал, рот!
«В песочнице»
Мы в песочнице играли
Своих ручек не узнали.
Ну-ка быстро, детвора,
Умываться всем пора.
Мылом мыли, мыли, мыли –
Наконец всю грязь отмыли!
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков позволяет ребенку познавать окружающий его мир, помогает осмысливать простые связи через пользование разными предметами (если есть аккуратно ложкой – не испачкаешь руки, одежду.) Развивается речь, обогащается словарный запас, развивается память. Воспитывается стремление к самостоятельности. Ежедневное повторение действий, движений делают их более точными, координированными. Соблюдение правил личной гигиены предотвращает развитие заболеваний. Постепенно дети приучаются выполнять не только то, что им приятно, но и то, что требует преодоления определенных трудностей. Содержание в чистоте рук, лица, тела, одежды, обуви, потребность в опрятности должно стать нормой жизни для ребенка, важной составляющей частью культуры его поведения, приобщения к здоровому образу жизни, полноценному физическому развитию. Здоровый ребенок обычно бывает активным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
В дальнейшем сформировавшийся навык, при систематическом повторении его в определенных или сходных условиях, переходит в привычку, которая, как гласит народная мудрость, со временем становится второй натурой.