Светлана Мясоедова
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник»
Воспитатель Мясоедова С. В.
МБДОУ «Детский сад №76»
Введение.
Эстетическое развитие дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. В современной эстетико - педагогической литературе сущность творческого воспитания понимается как «формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.» И. А. Лыкова. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Творческая деятельность приносит много радости и опыта детям, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Сегодня необходимым условием качественного образования, является такая его направленность, которая нацелена на раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, его творческой индивидуальности - креативности. Наука и технологии быстро развиваются, мир становится все разнообразнее и сложнее, ребенок сталкивается с тем, что и от него требуются не шаблонные, привычные действия, а гибкое, творческое мышление. В связи с этим я задалась вопросом: «Как развить у ребенка творческие способности наиболее эффективно».
Темочки:
Изучив нетрадиционные техники рисования, аппликации и лепки, я увидела, что такие техники дают новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве материалов для творчества, они удивляют полученным результатом. Нетрадиционные техники в творчестве - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей экспериментировать, создавать, что-то новое и самовыражаться.
Целью моего педагогического опыта является развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник. Данную цель мы можем решить через реализацию задач по трё м направлениям:
Во-первых - Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник в лепке, рисовании, аппликации с использованием различных материалов. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Во-вторых - Обогатить развивающую среду, способствующую формированию интереса к творчеству.
В – третьих - Познакомить родителей с нетрадиционными техниками в творчестве; организовать их совместное творчество с детьми с помощью мастер классов и открытых занятий.
Практический опыт.
Первый год я изучила литературу и разные источники, комплекты материалов и пособий на тему нетрадиционных форм работы по творческому развитию детей, изучила имеющейся опыт у других воспитателей в ДОУ работающих по данным методикам. Провела мониторинг и анализ затруднений возникающих в работе, и провела мониторинг для определения уровня художественно-эстетических навыков у детей. Подобрала картотеку массажа пальцев рук, физкультминуток, гимнастики для глаз, картотеки игр "Развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста", составила картотеку «Волшебное Изо» (использование нестандартных техник в детском саду и дома).
Изучила технику «пластилинография» - это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, сенсомоторной координации детей, т. е. тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В раннем возрасте (первая, вторая младшая группу) эту технику я применяла с помощью использования специальных модулей- картинок.
Была проведена работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе : создание многоразовых модулей для лепки, картинок для рисования маркером (обведи по контуру, дополни картинку).
Для родителей подготовила памятки «Зачем детям рисовать», «Как научить ребенка рисовать». В течение года организовывались выставки для родителей в уголке ИЗО. Были проведены выступления на родительских собраниях на тему «Художественно- эстетическое развитие».
Для родителей был организован мастер- класс по использованию соленого теста для игр с детьми. Лепка из соленого теста – это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой. Это- вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста. Лепка из соленого теста развивает : моторику рук и пальцев; внимательность, концентрацию внимания; усидчивость; трудолюбие; образное мышление, фантазию; эстетический вкус; самосознание, рефлексию и многое другое.
В дальнейшем, во второй младшей группе, я подобрала модули для обучения детей работы с ножницами. Мною были подобраны модули для лепки и рисования (усложненный вариант для 4 лет). Создание папки «Этюды на выражение эмоций».
Для родителей был организован мастер класс по технике «Гратажж» - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста – самостоятельно. В результате работы с родителями они начали проявлять интерес к совместной творческо- продуктивной деятельности, повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников, сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.
Мною были проведены занятия с использованием различных нетрадиционных техник по рисованию, аппликации, лепке.
Занятие в первой младшей группе «Волшебные снежинки», где использовалась техника оригами. На занятиях я использовала рисование пальчиками «Осенние листочки». Пальчиковое рисование так действует на ребенка: Развивает речь путем массажа пальчиков; Развивает образное и абстрактное мышление; Раскрепощает малыша, высвобождает его врожденный творческий потенциал; Развивает художественный вкус и учит цветам; Ребенок познает мир через цвет и текстуру красок, экспериментирует с ними; Развивает фантазию.
Кроме красок, рисовать можно и другими материалами. На занятии «Веселые барашки» я использовала обычную губку для мытья посуды, которую легко можно купить в любом магазине, оказывается, может помочь нам в создании оригинальных и удивительных картин. Рисование красками с помощью губки отличный выход для тех деток, у которых пока не получается умело держать в руках кисточку, а пачкать руки краской любят не все малыши.
Со второй младшей группы помимо обычной аппликации, использовалась техника обрывной аппликации «Веселая тучка». Аппликацией любят заниматься все дети. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например, бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозайки выкладывают рисунок как бы закрашивая его. Очень увлекательной была групповая работа в этой же технике «Осенние деревья». Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумываем сюжет.
На занятиях по лепке я использовала модули, которые используются для малышей в технике пластилинографии, на праздник получился яркий «Подарок для мамы».
Очень занимательными были занятия по аппликации из салфеток «Грибочки» и коллективная работа «Снеговик». Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления фантазии. Техника называется «Торцевание» — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения. Поделки, сделанные в этой технике, получаются очень красивыми и необычными.
Рисование проходило с использованием различных материалов, губки, ватных полочек, ватных дисков.
В коллективной работе «Волшебные окошки», дети познакомились с техникой «Витраж» - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Для работы с детьми часто используется бумага и другие безопасные материалы. Для нашей работы я использовала малярный скотч, плотный ватман и краски.
Овладение нетрадиционными техниками в творчестве доставляет дошкольникам большую радость, особенно, если занятие построено с учетом возрастных особенностей детей и в форме игры. Для каждого возраста подходят разные техники и приемы, начиная от простого их использования и постепенно переходя к более сложным техникам. У детей проявился устойчивый интерес к изобразительной деятельности, лепке, выстриганию. Появляется желание творить и фантазировать, делиться своими чувствами.
Заключение.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, цветовосприятия;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и фантазию.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В результате проведения мониторинга группы детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» прослеживается положительная динамика по всем областям.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к творчеству и различные нетрадиционные техники помогают в этом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, фантазировать. Они создают новое, оригинальное, реализуя свой замысел, и самостоятельно находят необычные предметы и средства для его воплощения.
Использованная литература.
• Программы Н. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в дет. Саду»
• Программа «Радуга» Т. Н. Доронова
• Учебно-методический комплект к программе «Ребенок третьего года жизни» Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова
• Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
• Е. А. Янушко «Сенсорное развитие»
• Ю. А. Разенкова, Т. П. Кудрина «Лепим, рисуем, творим.»
• М. Д. Махнева «Игровые занятия с детьми от1 до 3 лет»
• Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка
• Методические разработки Т. И. Гризик «Ловкие пальчики»
• Т. АРурпакова «Гратажж- как техника ИЗО»
• Л. А. Юрицева «Аппликация с элементами рисования»
• Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие»
• Т. Н. Доронова «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа)
• Р. Г. Казакова «Нетрадиционные техники, сценарии занятий планирование. Рисование с детьми дошкольного возраста»
• М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»
• О. А. Соломенникова «Радость творчества»
• Г. М. Корнеева «Бумага: играем, вырезаем, клеим»
• «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу. ru».