Оксана Иванова
Опыт работы по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
1 слайд – титульный лист, представление воспитателя.
Здравствуйте, уважаемые члены организационного комитета.
Я - Иванова Оксана Владимировна, работаю воспитателем в БДОУ «Камышловский детский сад», педагогический стаж работы – 10 лет.
2 слайд – название темы
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Развитие познавательных способностей дошкольников через использование современных образовательных технологий при работе с детьми по ранней профориентации».
Публикация «Опыт работы по теме „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, считаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.
3 слайд – что такое ранняя профориентация
Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.
4 слайд – актуальность
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.
Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для наиболее качественной работы в этом направлении педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные образовательные технологии.
5 слайд - теория
В ходе наблюдений и бесед с детьми выяснилось, что они мало знакомы с видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей.
Правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между разными видами труда только - 40 % детей. 30 % знают названия некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных была начата работа над данной темой.
6 слайд - цель
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я пришла к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий через применение современных образовательных технологий.
7 слайд - задачи
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить необходимую литературу;
2. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду по данному вопросу;
3. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению;
4. Расширять представления о труде людей разных профессий через применение современных образовательных технологий;
5. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда;
6. Показать результаты труда, их общественную значимость.
8 слайд - этапы работы :
Работа над данной темой была организованна в три этапа:
1 этап. Аналитико-диагностический.
Выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме.
2 этап. Практический.
Проведена работа по разработке и внедрению системы ранней профориентации дошкольников.
3 этап. Аналитико - обобщающий.
Подведение итогов работы с детьми по данной проблеме, обобщение опыта.
9 слайд – предполагаемый результат
Предполагаемый результат:
- Дети будут понимать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- будут уважать всех, кто трудится, и ценить плоды их труда;
- познакомятся с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- будут готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- получат знания о современных профессиях;
- будут учиться труду, овладевая необходимыми навыками, будут трудиться, принося пользу людям, и будут развивать свои трудовые способности.
- дети овладеют технологией самостоятельного заполнения интеллект - карты;
- развивающая предметно – пространственная среда будет насыщена необходимым материалом.
10 слайд - принципы работы
Работу по ранней профориентации дошкольников я построила с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
6. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
11 слайд - современные образовательные технологии
В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии:
-технология исследовательской деятельности
-технология проектной деятельности
-игровая технология
-информационно-коммуникационные технологии
-личностно-ориентированная технология ( технология сотрудничества: реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд).
12-15 слайд Технология исследовательской деятельности
Наблюдение, моделирование, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые действия, поручения, коллекционирование;
16 слайд - технология «Интеллектуальная карта»
В своей практике, я всегда стараюсь заинтересовать детей чем-то новым и интересным. Применяю разные технологии и одна из них мне очень нравится -это технология «Интеллектуальная карта».
Интеллектуальная — карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
17 слайд – карта
Мы начали составлять интеллект – карты с детьми со средней группы. Это пока небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
18, 19, 20 слайд – Игровая технология
Чтобы детей познакомить с миром профессий и заинтересовать их в этом, считаю необходимым их обыграть. Игры помогают наиболее глубоко осознать общественную значимость труда.
При этом я использую:
-сюжетно-ролевые и дидактические игры,
-игровые моменты по ознакомлению с различными профессиями,
- театрализованные игры,
- квест игру,
- подвижные, народные игры («Что умеем мы не скажем, что умеем мы покажем»; «Ткачиха»; «Цветные автомобили»; «Трамвай»).
- игры с использованием различных видов конструкторов.
21-24 слайды Технология проектной деятельности
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Поэтому в своей деятельности большое место отвожу экскурсиям, наблюдению, экспериментированию с разными материалами, практикую опыт привлечения детей к хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. Такие приёмы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений о мире профессий, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний.
Исходя из возрастных особенностей детей, я организую экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на пищеблок, в библиотеку, в школу, в магазин, в аптеку, в парикмахерскую и др.
Организую встречи с интересными людьми нашего поселка.
Разработала и реализовала проект «Люби свой край родной» в подготовительной группе. Выступила с презентацией проекта на муниципальном уровне.
Разработала и реализую проект в средней группе «Профессии нашего сада»
25 слайд - Информационно-коммуникационные технологии
Разработала по данному направлению работы интерактивные игры : «Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний (Инструменты мастера).
Создаю и использую в работе презентации.
Провожу с детьми виртуальные экскурсии по учреждениям и предприятиям родного города.
26 слайд – диагностика
Уровень познавательного интереса определяла по трем критериям:
1. Низкий
2. Средний
3. Высокий
По итогам работы прослеживается положительная динамика в формировании познавательного интереса к профессиям у детей.
Уровень сформированности у детей познавательных способностей при работе с детьми по ранней профориентации
Начало года Конец года
Высокий уровень 0% - 0 человек 53,8 % - 7 человек
Средний уровень 30,7% – 4 человек 46,2%– 6 человек
Низкий уровень 69,3 %– 9 человек 0%
В результате проведенного мониторинга я убедилась в правильности выбранного мною подхода в ранней профориентации детей дошкольного возраста.
26, 27 слайд -трансляция опыта
Разместила в своем блоге на MAAM.RU конспект мастер класса, который провела для педагогов детского сада «Интеллект – карта как средство речевого развития ребенка». На мастер классе я познакомила педагогов с технологией «Интеллект – карта».
Так же опубликовала проект «Люби свой край родной», в ходе реализации проекта мы вместе с детьми знакомились с профессиями людей поселка, проводили экскурсии по поселку, встречались с интересными людьми нашего поселка.
Выступила с презентацией проекта «Люби свой край родной» на муниципальном уровне.
28 слайд – вывод
Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…
29 слайд – Используемые источники (Литература)
- Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М Дорофеева. – М. ; Мозаика-Синтез, 2014г.
- «Омское Прииртышье» : Программа для дошкольных образовательных организаций., БОУДПО «Институт развития образования Омской области», 2014 г. Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др.
- Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М. ; Мозаика-Синтез, 2016 г.
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, - М. ; Мозаика-Синтез, 2017 г.
- Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. ; Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. - М. ; Мозаика-Синтез, 2016 г.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М. ; Мозаика-Синтез, 2015 г.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
- Интернет ресурсы
30 слайд - СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ