Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Нина Белова
Опыт работы по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы по теме :

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

в ДОУ»

Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в условиях ДОУ. Необходимым условием обеспечения этих условий является психическое здоровье педагогов, работающих с детьми.

Публикация «Опыт работы по теме „Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ“» размещена в разделах

В профессиональном стандарте педагога-психолога, вступившем в действие с 1 января 2017 года (пока она носит рекомендательный характер, а окончательно вступит в силу с 1 января 2020 года) определена такая функция как Консультирование администрации, педагогов, других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам, а также умение применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры.

Категория педагогов является одной из наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты. [Бабич О. И. ]. Кроме того, большинство педагогов – женщины, поэтому к стрессогенным факторам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для себя и семьи. В современном обществе повышаются требования к профессиональной деятельности педагогов, которым приходится работать в условиях постоянно меняющегося мира и новых профессиональных и образовательных стандартов. Увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализацию общества также относят к факторам стресса. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из актуальных задач современной системы образования.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974. Его переводят на русский язык как «эмоциональное выгорание» [В. В. Бойко] или «профессиональное выгорание» [Бабич О. И., Рогинская Т. И. ]. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [Бабич О. И. ]. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве опустошенности и усталости, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога. В то же время своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.

В связи с этим, передо мной как педагогом-психологом ДОУ возникает необходимость организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов, работающих в нашем детском саду. Предупреждение эмоционального выгорания требует актуализации личностных ресурсов, овладения приемами саморегуляции, снятия психоэмоционального напряжения.

Основным содержанием моей профессиональной деятельности по профилактике синдрома эмоционального выгорания является оказание педагогам информационной и психологической помощи. Основные формы работы с педагогами : индивидуальные и групповые консультации («Что такое синдром эмоционального выгорания, «Как справиться со стрессом», «Психологическое здоровье», семинары-практикумы. Взяв за основу тренинг О. И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе» [3], я подготовила и провела семинары-практикумы для педагогов. Сохранив структуру, предложенную О. И. Бабич, наполнила программу психотехниками и практическими упражнениями, позволяющими максимально решать поставленные задачи.

Одной из задач семинаров-практикумов является расширение информированности о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить психическое здоровье и работоспособность.

Традиционными в нашем детском саду стали «Дни психологической разгрузки», направленные на снятие психоэмоционального напряжения и овладения навыками саморегуляции. Для достижения этой цели я обучаю педагогов следующим приемам и техникам саморегуляции: антистрессовая релаксация; упражнения, связанные с дыханием («Дыхание на счет», «Пушинка», «Шарик»); самомассаж; упражнения, связанные с расслаблением и напряжением мышц («Лимон», «Сосуд с жидкостью», «Волна расслабления»). Использую упражнения на визуализацию: «Земляничная поляна», «Убежище», «Плащ», «Я в оболочке», «Кольцо огня», «Поплавок» и др. ; в упражнениях на визуализацию, в процессе создания образов в воображении, происходит работа с негативными чувствами, осознание, принятие своих чувств, контроль динамики переживания, устранение застревания и неполного реагирования. В приложении 1 можно ознакомиться с занятием с элементами тренинга для педагогов ДОУ : «Эмоциональное выгорание педагогов».

Такие «Дни психологической нагрузки» проводятся в нашем детском саду раз в полгода для всего педагогического коллектива во время дневного сна детей. В ходе получения обратной связи педагоги отмечают, что при использовании этих приемов саморегуляции удается достигнуть устранения эмоциональной напряженности, ослабляются проявления усталости. Например, такое упражнение как «Поплавок», способствующее активизации ресурсного состояния, стало одним из любимых и применяется педагогами нашего ДОУ в жизни. Для достижения максимального положительного эффекта я использую в своей работе специально подобранное музыкальное сопровождение для релаксации, обеспечивающее гармонизацию психологического состояния. Успокаивающий эффект носят звуки природы, звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Прежде всего, это классика: «Колыбельная» И. Брамса, К. Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Лунная соната», вальсы И. Штрауса, И. С. Бах «Кантата № 2», Й. Гайдн «Симфония», Бетховен «Симфония ля-минор», Н. А. Римский-Корсаков «Волшебное озеро», К. Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Чудный вечер», П. Чайковский «Сладкая греза», П. Чайковский «Песня жаворонка», Д. Шостакович «Колыбельная» и др. А также сборники для релаксации, основу которых составляют звуки природы (шум моря, шум дождя, пение птиц и др.).

Проведение таких мероприятий способствует формированию в педагогическом коллективе благоприятного микроклимата, эмоциональной поддержке педагогов и снятию психоэмоционального напряжения.

Предоставление педагогами обратной связи по итогам семинаров показало, что такого рода психологическая информация очень востребована, она способствует рефлексивному анализу своей деятельности, способности занять активную жизненную позицию и является способом активизации личностных ресурсов, противостоящих появлению синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, обеспечение достаточного знания о синдроме выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и формирование способности справляться со стрессовыми ситуациями с помощью навыков саморегуляции способствуют предупреждению синдрома выгорания и актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Приложение 1

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ : «Эмоциональное выгорание педагогов»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

• Активизация процесса самопознания у педагогов;

• Создание условий для групповой сплоченности;

• Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

• Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;

• Снятие эмоционального напряжения;

• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма с шумом прибоя или криком птиц, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист, вырезанные лепестки, карточки с лошадью, мячи.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: выработка навыков мышечного контроля.

1. Предлагаю, крепко сжать пальцы в кулаки на обеих руках. Сделайте это таким образом, чтобы большие пальцы накрывали снизу все остальные. Создайте максимальное напряжение в течение десяти секунд. Старайтесь с каждой из них увеличивать давление. Задача состоит в том, чтоб заставить мышцы сдаться, рефлекторно расслабиться.

2. Теперь подключаем плечи и грудь. Разводим руки в стороны, сгибая в локтях. Положение напоминает классические позы бодибилдеров на рекламных плакатах. Снова отсчитываем такое же время и отдыхаем.

3. Затем нужно будет напрячь шею. Чтобы максимально задействовать все группы мышц, сначала наклоните подбородок к груди, а затем постарайтесь откинуть голову назад. Ощущения должны быть схожи с тем, что кто-то давит вам на лоб, а вы напряжением всех мышц шеи сдерживаете это давление.

4. Подключаем ноги. Для этого в положении сидя сильно сгибаем пальцы и напрягаем мышцы голеней, потянув носки на себя. Носки нужно свести вместе, а пятки расставить врозь. Такая поза позволит максимальную нагрузить ноги.

И … снимите напряжение.

Упражнение «Автомобили» (10 мин.)

Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.

Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит не вербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)

Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?

Методика «Лошадь»

Цель: определить и проанализировать. Какой вы работник?

Материал: Карточки с изображением лошади, цветные карандаши.

Инструкция:

Перед вами силуэт лошади. Ваша задача – дорисовать картинку, придав ей законченность и осмысленность. Уделите внимание деталям внешности животного. При желании можно нарисовать и фон – постарайтесь создать вокруг своей лошадки такую атмосферу, в которой она чувствовала бы себя комфортно.

Интерпретация

Тест, позволяет ответить на вопрос: "Какой Вы работник?"

1) Если вы сосредоточились лишь на основных деталях лошадиной внешности. Обозначив только копыта, гриву, хвост и почти не уделили внимания фону – вы справляетесь со всеми своими обязанностями, но многое делаете формально, без желания перевыполнить план. Словом, карьеристом и трудоголиком вас не назовешь.

2) Вы долго трудились над своей картиной и уделили очень много внимания мелочам. Тщательно прорисовав каждый волосок в лошадиной гриве и каждую травинку под ее копытами. Вы – очень педантичный человек и любите кропотливую работу. Вы старательны, добросовестны и требовательны к себе. К несчастью для окружающих, к их трудовой деятельности вы тоже относитесь весьма взыскательно. А уж если говорить начистоту – порой вы просто изводите коллег и подчиненных своими придирками.

3) Если вы особенно тщательно прорисовали морду лошади – ноздри, рот, глаза, ресницы, сделали ей кокетливую челку – вы ищите и находите в работе романтику. Принимаясь за любой проект, вы полны энтузиазма и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и просто не успели ни зачерстветь, ни выгореть. Если же вы – человек зрелый и сформировавшийся, вероятно, вы – просто неисправимый оптимист.

4) На рисунке вы изобразили лошадь, пасущуюся на лугу. Это значит, что самое важное для вас – работать в комфортных условиях, желательно вообще иметь свободный график и не ощущать никакого давления со стороны. Больше всего на свете вы ненавидите ограничения, а вот независимость считаете главной ценностью. Если же на лугу еще порхают бабочки и растут цветы, вам подойдет творческая работа, связанная с искусством и красотой. Для вас не особенно важно, сколько вы будете зарабатывать, главное – раскроется ли ваш талант художника, сможете ли вы реализовать свои эстетические чувства.

5) Если вы надели на лошадь уздечку или хомут – вам не привыкать много и тяжело работать. Дело для вас – прежде всего. Скорее всего, вы даже не представляете, что можно жить как-то иначе.

6) Вы посадили на лошадь всадника. Вам просто необходим куратор, который будет вас организовывать и подгонять. Без давления сверху вы быстро теряете темп и начинаете сачковать.

7) Если поставили перед лошадью корм и корыто с водой. Это означает: вы готовы к любой работе, при условии, что она будет хорошо вознаграждена.

Притча: Три лягушки на бревне

Притчи о мотивации. Однажды Учитель спросил учеников: — На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне? — Три… — неуверенно ответил один из них. — Конечно же, три лягушки, — улыбнулся Учитель. — Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.

Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.

Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ставлю символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх, сожаления, гнев, ярость.

Техника, которую я предлагаю вам проделать, удивительно проста и при этом эффективна. Если у вас конфликт, множество претензий, непонимание во взаимоотношениях, не дающие покоя обиды, даже если вы обижены на судьбу, то эта методика позволит вам быстро и безопасно высвободить весь эмоциональный негатив. Всё, что вам потребуется, это ручка и бумага.

Пишите всё, что захочется, не сдерживайтесь в словах и выражениях, смело выливайте на бумагу свой негатив, ведь отправлять письмо адресату не придётся. Полностью отпустите себя, доверьтесь процессу, будьте совершенно свободны.

Можете писать одни и те же оскорбления обидчику несколько раз подряд, пока не пропадет желание это делать. Так происходит процесс освобождение подавленных когда-либо эмоций.

Важно свои оскорбления выражать только письменно, не произнося их вслух!

Пишите! Пишите, не думая, ничем себя не ограничивая, до тех пор, пока не иссякнет поток эмоций, пока не почувствуете, что сказать больше нечего. Когда эмоции утихнут, закончите своё письмо.

Когда письмо закончено, педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Цветочная полянка»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 или А4 зеленого цвета с «сердцевинами» цветка, лепестки цветка, клей.

На столе лежит лист бумаги зеленого цвета с пестиками от цветов, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные лепестки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (не менее 3) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет лепесток на «лужайку». Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать). Все педагоги клеят свои лепестки в форме цветов на полянку.

Упражнение «Мой список удовольствий»

Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Рекомендации

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду :

• резко встать и пройтись;

• быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

• измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

- Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя. Например утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: - Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.

Притча: И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

- Здравствуйте! Соединяю!

- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

- Да, внимательно.

- Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! ( исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу, как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Рефлексия

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Благодарю всех участников за внимание и участие в тренинге.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»
Опубликовано: 14 июня 2023 в 14:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД