Приложение МААМ

Логопедические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми. Опыт работы

Наталья Типсина
Логопедические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре дети, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребёнка.

Хватцев М. Е.

Цель. Комплексное развитие всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи средствами игровых технологий.

Задачи.

• сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи. ;

• коррекция недостатков произносительной стороны речи средствами игровых технологий;

• развитие словаря и связной речи.

• коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

• развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;

• нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

• успешная социализации детей с дефектами речи;

• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Логопедические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста:

• игровые комплексы артикуляционной гимнастики;

• игровая дыхательная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• дидактические, настольно-печатные игры;

• игры со спичками или счётными палочками;

• физминутки;

• логоритмические упражнения;

• самомассаж;

• психогимнастика;

• упражнения на релаксацию.

Практический опыт использования логопедических игр.

На первом, организационном этапе занятия, используются игровые приёмы самомассажа при помощи массажных мячей. Это даёт возможность быстрее развивать речь у детей, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечное напряжение, нормализует мышечный тонус и работу нервной системы. А игровые комплексы самомассажа «Весёлые пальчики», «Озорные мишки», «Игра с ушками» погружают детей в игровой сюжет занятия. Игры: «Путешествие колобка по планете», «Колобок, румяный бок», на основе русской народной сказки «Колобок». Эти упражнения проводятся, предваряя или завершая артикуляционную гимнастику.

Одним из следующих этапов логопедического занятия используется работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, от простых упражнений к более сложным. Проводится артикуляционная гимнастика в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Утро с котиком Музиком», «Денискина зарядка»

На следующем этапе занятия присутствуют игровые упражнения и комплексы дыхательной гимнастики. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи. На занятия прилетает «Весёлый ветерок» и помогает плавно дуть на специально изготовленные дыхательные тренажёры: «Снежинки», «Бабочки», «Листочки», «Чашка чая».

Пальчиковая гимнастика один из эффективных игровых методов, позволяющий стимулировать общее развитие ребёнка и особенно его речь. Игровую тренировку движений пальцев рук дают народные потешки и игровые комплексы: «Компот», «Осенние листья», «У Лариски – две редиски», «За ягодами», «Засолка капусты», «Цветки», «Сорока», «Ладушки», «Варежка», «Братцы», «Замок», «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Четыре братца», «Дружба». Дети с удовольствием играют, при этом кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма. Игры с предметами ещё больше привлекают внимание детей. Дети под руководством педагога играют в «Кружочки», «Лыжников», «Орешек», «Вертушку», «Горошину», перебираем фасоль и горох. Работа со счётными палочками заинтересовывает детей. Выкладывая различные фигурки или картинки с определённым звуком, дети играют и фантазируют, а на занятиях по обучению грамоте создают уникальные образы букв.

На физминутках дети двигаются, играют и развиваются. В данном направлении помогают игровые логоритмические комплексы подобранные М. Ю. Картушиной в основу которых положен метод фонетической ритмики. Фонематическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Динамические упражнения: «Звериная зарядка», «Слепим кролика», «Лягушки», «Паучок», «Мышка», «Маленький ёжик», «Прогулка», «Капли», «Крапива», «Заинька», «Игрушки», «Лошадка», «Самолёты». Для закрепления гласных звуков игра: «Королевство гласных звуков».

Элементы психогимнастики также присутствуют в структуре индивидуальных и групповых занятий. Используется психогимнастика в начале занятия, эмоционально погружая детей в тему, либо в середине занятия, как динамическая пауза, в конце занятия, как элемент релаксации и расслабления: «Шарфики», «Муравей», «Волшебная палочка», «Утро», «Солнце и тучка», «Ракушка», «Черепаха», «Львёнок», «Кошка».

Для автоматизации и дифференции поставленных звуки в словах, фразах, связной речи используются настольно-печатные игры: «Логопедическое домино», «Парные карточки», «Лабиринт», «Логопедическое лото по сказкам», «Картинки половинки», «Цветик семицветик», «Футбольный мяч», «У родителей и деток, вся одежда из монеток», «Звуковые дорожки», «Кубики», «Магазин», «Логопедическая ромашка», «Многофункциональные карточки».

Упражнения на релаксацию: «Любопытная Варвара». «Озорные щечки». «Рот на замочке». «Злюка успокоилась». «Лимон». «Пара». «Вибрация». «Летний денек». «Замедленное движение». «Тишина». «Звери и птицы спят».

На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, занятие от начала до конца должно быть добрым!

По завершению коррекционной работы у детей наблюдается положительная динамика коррекции и развития речи. Это позволяет сделать вывод о том, что использование логопедических игр способствует:

• комплексному развитию и коррекции всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи.

• сохранению физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

• нормализации двигательной активности и профилактике гиподиномии.

• коррекции недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи.

• успешной социализации детей с дефектами речи.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Задача логопеда убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким, как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ»Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ» "Занятия с использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12-17 лет с ОВЗ. " Одним из нетрадиционных методов, успешно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми. Опыт работы
Опубликовано: 17 января 2025 в 10:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Типсина (УИ 491338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД