Олеся Шлапакова
Опыт работы «Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей с учетом здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развитие моторики руки у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на речевые центры, развивают речевую активность, помогают снять напряжение.
Публикация «Опыт работы „Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей с учетом здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для изучения мною была выбрана тема: «Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий». Учитывая, важность проблемы я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями. Работа по развитию мелкой моторики базировалась на комплексном подходе – сочетании развития речи, знакомства детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использованию нетрадиционных методов изодеятельности, физкультминуток, различных видах массажа, пальчиковых и игровых упражнений. Такое сочетание обеспечивает возможность саморазвития ребенка, то есть той деятельности, которая отвечала бы его склонностям и интересам, развивая личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы работы с детьми, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, различных видов массажа и самомассажа, игр с бросовым материалом, прищепками, крупами. Постепенно были сформированы картотеки (массаж карандашами, пальчиковых игр и упражнений, игр с бросовым материалом). Было разработано перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики с детьми младшей группы на год.
В группе при активной помощи родителей был оборудован уголок «Развиваем пальчики», в котором собраны разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, развивающие модули, пособия с бельевыми прищепками, бусинам и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы. Работу по развитию мелкой моторики рук провожу во время утренней гимнастики, динамических пауз во время ООД, в свободной деятельности утром и после сна, с группой детей или индивидуально. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось как можно больше разнообразных движений, выполняемых пальцами. Материал использую с постепенным усложнением, не допускаю переутомления в игре.
Очень нравиться детям самомассаж и массаж карандашами. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.
Использую различные упражнения-игры с крупами. Эти игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер. Например, интересны игры с пинцетом. Можно дать малышу пинцет и предложить захватить им фасолинку, переложить ее из одной тарелки в другую. Эта игра развивает моторику и усидчивость. Или спрятать в емкости с крупой какой-либо предмет. Пусть ребенок нащупает его и угадает – что спрятано.
Много играем с детьми в пальчиковые игры, показываем пальчиковый театр. Включаем пальчиковые игры и упражнения в динамические паузы во время организованной образовательной деятельности. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. В своей работе я охотно использую модули, шнуровки, бусины. Эти игры развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». Формируют навыки шнурования, развивают творческие способности, улучшают координацию движений, гибкость кисти.
Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, используя природный или бросовый материал. Интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. В результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания. Бельевыми прищепками можно сделать массаж для пальчиков. Интересные тренажё ры получаются из пластиковых бутылок: «Бусы», «Вишни», «Снеговик», «Паровоз», «Платье», «Цветы». Дети любят прикручивать колёса к машинкам, самостоятельно подбирая цвет колёс. Им очень нравится кормить зверюшек, сделанных из бутылок. Наши мышки с удовольствием «съедают» фасолинки, горошинки, мелкие комочки, свёрнутые из бумаги.
Моим воспитанникам очень нравится рисовать цветным песком или на песке. Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно. Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.
Совсем недавно стала использовать метод Су-джок терапии. Метод терапии Су-Джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотврати их развитие. Су-джок – это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Эта система, настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и можно использовать всю жизнь. Достоинства этой системы: высокая эффективность и абсолютная безопасность. Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. В Су-джок терапии использую специальные массажеры: шарики и эластичное кольцо, с которыми очень нравится работать детям.
Элементы здоровьесберегающих технологий я использую в системе, при выборе тех или иных технологий учитываю интерес детей, их индивидуальные предпочтения и желания.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка. Задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться наилучшего развития познавательных способностей детей. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.