Антонина Мирошниченко
Опыт работы «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Теремок»
«Игры на развитие мелкой моторики с элементами фольклора»
Воспитатель: Мирошниченко А. А.
с. Октябрьское, 2015г.
Введение
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта и овладения речью.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.
Пальчиковая гимнастика легко входит в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся детям.
Для детей дошкольного возраста характерно своеобразное развитие мышечной системы, которое проявляется в преобладании крупной мускулатуры над мелкой. Вследствие чего детям легче даются движения всей рукой, чем только кистью и пальцами.
Актуальность темы
Почему нужно осваивать навыки мелкой моторики? На этот вопрос можно ответить одной фразой - ведь речь идет о множестве очень разных навыков. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций
Поэтому я решила взять тему для самообразования: «Игры на развитие мелкой моторики с элементами фольклора»
Я работаю с детьми второй младшей группы. Количество детей в группе – 20.
В начале года в мою группу пришли дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. Более у 70% детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Они захватывали разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.
Начала свою работу с ознакомления с методической литературой и методикой ведения данной проблемы. Далее подбирала упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я проводила во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2- 3 минуты.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самим маленьким.
В своей работе использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Используя фольклор в играх понимаешь; движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводила системно в режиме дня. Большое внимание уделяла пальчиковой гимнастике. Сначала подобрала простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, также не забывала о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. Каждый ребенок по - своему реагировал на приглашение заняться пальчиковой гимнастикой. Были и такие дети, которые в самом начале обучения отказывались от гимнастики и наблюдали за происходящим. Поэтому отрабатывались упражнения постепенно и вначале выполняли пассивно в медленном темпе. Учитывала индивидуальный подход к каждому ребенку и особенности развития каждого ребенка. Моей задачей была – заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть тонкой моторику рук, превратив обучение в игру.
До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи. Работу по пальчиковой гимнастике я проводила каждый день утром и после сна по 2 -3 минуты. Упражнения подбирала так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В конце года провела диагностику, которые дала такие результаты. Более у 70% детей - пальчики становились более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети начали овладевать сложными упражнениями. Дети, которые раньше плохо разговаривали – у них начал интенсивнее развиваться речь.
В течение года я использую эти игры во всех блоках педагогического процесса: специально организованной деятельности, в совместной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет организация предметно – развивающей среды. В своей группе я постаралась, так создать развивающую среду, чтобы имелись много игр и пособий на развитие мелкой моторики руки. Большую помощь в организации предметно – развивающей среды оказали родители.
К концу учебного года мы постараемся добиться значительных успехов: пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладеют сложными упражнениями. И это будет не единственное достижение – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
Таким образом, можно сделать вывод, что только при систематическом проведении игр и упражнений можно добиваться положительного результата. Поэтому я поставила перед собой цель: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей 3 – 4 лет. Навыки моторики позволяют самостоятельно обслуживать себя, выразить себя через творчество. Дают возможность приобрести опыт. Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
Задачей взрослых является помочь полноценно использовать возможности рук. Чем раньше реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Мониторинг развития мелкой моторики
Состоит из 3 этапов:
I этап - диагностический - включает проведение диагностики мелкой и крупной моторики.
II этап - практические мероприятия по развитию мелкой моторики, включающие в себя игровые упражнения, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
III этап - анализ проведенной работы диагностический или практический.
1 Этап
1 полугодие
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
• Низкий -53 %
• Ниже среднего- 20 %
• Средний-25 %
• Высокий-2%
2 этап
Практический
Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Сентябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Мастер шкафчик мастерил».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Массаж массажными мячиками «Ежики»
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5. Настольная игра «Найди фигуре место».
6. Нанизывание на шнурок бусин.
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Игры с крупой (пересыпание)
7. Игры с ковриками «Кошка»
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Как на горке снег», повторение «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковый театр: сказка «Курочка Ряба»
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
6. Самомассаж шестигранным карандашом
7. Выкладывание по контуру из крупы «Стул»
Январь
1. Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».
6. Массаж грецким орехом «Орех»
Февраль
1. Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
Март
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».
2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».
2. Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
5. Настольные игры «Мозаика», «Пазл».
Работа с родителями
К работе по развитию моторики я подключала и родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, молний, кнопок, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Также провела родителями индивидуальные работы, дала домашние задания по развитию мелкой моторики рук. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы. Созданная совместно с родителями предметно – развивающая среда позволила мне эффективно и системно проводить свою работу.
В октябре провела с родителями родительское собрание на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь», где особое внимание уделялось, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А в ноябре месяце я провела с родителями консультацию «Игры и упражнения по мелкой моторике», где они познакомились с пальчиковыми играми. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Расти здоровый малыш».
Работа по теме продолжается.
Предметно развивающая среда
Центр «Песок – вода»
Организуя игры с водой и песком (крупой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки и т. д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания.
В зоне для игр с песком имеются разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания, грабельки, палочки и т. д. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, набор цветных камешков, ракушек и т. д.
- Уголок изобразительной деятельности. В этой зоне ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, мелом на доске, может работать с соленым тестом, пластилином и бумагой. Большое внимание уделяю приобретению детьми сенсорного и сенсорно – моторного опыта. Акцент делаю на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание детьми композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации рисунком) приобретают форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.
- Зона двигательной активности. включает массажные коврики, гимнастическую скамейку, коврики разной фактуры. Здесь же находятся мячи и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.
- Игровые двигательные модули. В этой зоне собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики, автобус, легковые автомобили каталки, коляски.
- Центр развивающих игр. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, речи, воображения. В этой зоне находятся матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами; игрушки – шнуровки разного вида, разные виды мозаик, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, лото по разным тематикам, игры с прищепками, В результате у детей не только формируются мелкая моторика пальцев рук, но и координируется работа руки и глаза, обеих рук.
- Дидактический стол. В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь дети усваивают форму, цвет, величину, обогащает активный и пассивный словарь. Дети сами выбирают материал для работы.
- Игровая «жилая комната». Для успешного развития ребят важно, чтобы они с детства приобрели необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, столик, гладильная доска и т. д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы посуды и т. д.
3 этап
2 полугодие (февраль 2015 года)
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
• Ниже среднего-10%
• Средний-62%
• Высокий-28%
Методика разучивания пальчиковых игр
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
6. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
7. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
8. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
9. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно.
10. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
11. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
12. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
13. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
14. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
15. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
Участие в МО
2013 – 2014 учебный год
«Система работы над сказками в группе раннего возраста с учетом интеграции образовательных областей»
12.12.2014г
«Игры на развитие мелкой моторики с элементами фольклора»
Приложение: Презентация
Развлечение : «В гости к бабушке, к бабушке – Забавушке»
Участие в конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании – 2015 года»
Приложение:
Развлечение : «Весенняя капель»