Светлана Валерьевна Акутина
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связанны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прошли тысячелетия, пока развилась словарная речь. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, с четными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают на занятии. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Практика показывает, что сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития у детей заметно снизился, особенно у детей младшего возраста. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
И, конечно, в дошкольном возрасте ребята по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От этого, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. На ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко, стимулируя одно, тем самым активизируем другое.
Исходя из этого, я определила цель своей работы :
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1) Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3) Улучшить общую двигательную активность;
4) Содействовать нормализации речевой функции;
5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6) Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
7) Учить прислушиваться к ощущениям своего тела и чувствовать разницу между напряжением и расслаблением мышц рук.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы :
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы :
1) Пальчиковый игротренинг.
- Массаж кистей рук
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- Пальчиковые игры со стихами
- Пальчиковый театр, ложковый театр
2) Использование элементов ТРИЗ.
- Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д)
- Нетрадиционные техники рисования (штампы, ватные палочки, поролоновые тычки, пальчики, и т. д)
- Конструирование: из бумаги (обрывки по контуру, техника оригами, работа с конструктором Лего
- Различные виды аппликации (ватные диски, бумага, и т. д)
3) Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам
- Штриховка
- Дорисовка (по принципу симметрии)
- Лабиринты
4) Дидактические игры
- Шнуровка М. Монтессори
- Игры с мелкими приметами
- Пазлы, мозаика
Конечно, ж основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей всем познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливают причинно-следственные связи.
Элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. У взрослого остается задача обеспечивать предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Среда пополнялась разнообразными, нетрадиционными материалами.
Систематическое использование игр на занятиях и в свободной деятельности, а также советы родителям, через уголок «домашняя игротека» помогают детям овладевать не обходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности. Сочетание двигательных манипуляций рук и пальчиков с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, улучшить эмоционально-психическое состояние детей.
В результате работы у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к предметам окружающего мира, наглядно-образное мышление, совершенствуется зрительно-слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, усидчивость. Заметно, то, что многие дети после игры приводят свое место в прядок, воспитывается трудолюбие.