Светлана Валерьевна Акутина
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связанны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки.
Прошли тысячелетия, пока развилась словарная речь. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, с четными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают на занятии. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Практика показывает, что сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития у детей заметно снизился, особенно у детей младшего возраста. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
И, конечно, в дошкольном возрасте ребята по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От этого, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. На ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко, стимулируя одно, тем самым активизируем другое.
Исходя из этого, я определила цель своей работы :
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1) Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3) Улучшить общую двигательную активность;
4) Содействовать нормализации речевой функции;
5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6) Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
7) Учить прислушиваться к ощущениям своего тела и чувствовать разницу между напряжением и расслаблением мышц рук.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы :
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы :
1) Пальчиковый игротренинг.
- Массаж кистей рук
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- Пальчиковые игры со стихами
- Пальчиковый театр, ложковый театр
2) Использование элементов ТРИЗ.
- Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д)
- Нетрадиционные техники рисования (штампы, ватные палочки, поролоновые тычки, пальчики, и т. д)
- Конструирование: из бумаги (обрывки по контуру, техника оригами, работа с конструктором Лего
- Различные виды аппликации (ватные диски, бумага, и т. д)
3) Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам
- Штриховка
- Дорисовка (по принципу симметрии)
- Лабиринты
4) Дидактические игры
- Шнуровка М. Монтессори
- Игры с мелкими приметами
- Пазлы, мозаика
Конечно, ж основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей всем познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливают причинно-следственные связи.
Элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. У взрослого остается задача обеспечивать предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Среда пополнялась разнообразными, нетрадиционными материалами.
Систематическое использование игр на занятиях и в свободной деятельности, а также советы родителям, через уголок «домашняя игротека» помогают детям овладевать не обходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности. Сочетание двигательных манипуляций рук и пальчиков с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, улучшить эмоционально-психическое состояние детей.
В результате работы у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к предметам окружающего мира, наглядно-образное мышление, совершенствуется зрительно-слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, усидчивость. Заметно, то, что многие дети после игры приводят свое место в прядок, воспитывается трудолюбие.