Наталья Ананьева
Использование разнообразных приёмов и методов в процессе коррекционной работы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Из пяти образовательных областей, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, приоритетной в работе учителя-логопеда является образовательная область «Речевое развитие», которая включает следующие задачи: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Использование разнообразных приёмов и методов в процессе коррекционной работы по речевому развитию» размещена в разделах
Свою работу я строю на основании «Адаптированной рабочей программы для детей с ОВЗ (с нарушениями речевого развития)». Рабочая программа определяет специфику организации коррекционно-развивающей деятельности детей-логопатов, разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и образовательной программы МБДОУ.
Опираясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, правильно строить речевое высказывание в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Организованная образовательная деятельность является основной формой логопедической работы, на которой осуществляется развитие всех компонентов речи и формирование предпосылок для обучения в школе, которая проводится с группой детей, индивидуально и по подгруппам с учётом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
по совершенствованию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,
по развитию фонетико – фонематических процессов,
совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза,
формированию предпосылок к обучению грамоте.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно – развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход с постоянным усложнением заданий.
Ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря воспитанников. В рамках изучения каждой темы проводится работа по формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных речевых и психических возможностей ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Тема соотносится с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. При комплексно тематическом подходе обучения воспитанников особенно важна интеграция всех образовательных областей и тесный контакт со всеми участниками образовательных отношений: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом, дефектологом.
Особые трудности в своей работе по реализации программы я испытываю в связи с увеличением в речевой группе количества детей с сочетанной патологией. Дети с задержкой психического развития с большим трудом удерживают внимание на изучаемом материале. Недостатки внимания в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которая особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредотачиваться на каком – либо одном занятии. Отмечается недоразвитие эмоционально – волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости:
Дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития. Также у детей с задержкой психического развития наряду с плохой координацией движения наблюдаются гиперкинезы – чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движения. В связи со всеми перечисленными особенностями детей с сочетанной патологией, важное значение в процессе обучения имеют пальчиковая гимнастика, речь с движением, игры на расслабление и напряжение мышц, игры с замиранием. В процессе проведения таких игр дети расслабляются, быстро восстанавливаются. Эти игры и упражнения вызывают у детей положительные эмоции, радость. Мы превращаемся в «Сосульки», в «Снежную бабу», когда дети в «замёрзли», сильно напрягли мышцы и медленно расслабляются, «тают» превращаясь в лужи. В упражнении «Салют» детям предлагается сначала замереть, а потом подпрыгнуть и превратиться в тысячу маленьких разноцветных звёздочек.
В упражнении «Сердитые киски-весёлые собачки» дети стоя на четвереньках, выгибают спину, сильно напрягаясь, изображают кошек и расслабляются, возвращаясь в исходное положение, улыбаются, изображая весёлых добрых собачек.
В упражнении «Солнце и Тучка» дети сильно напрягаются, обнимая себя за плечи («За тучку солнышко зашло, стало зябко и свежо. Солнце вышло из-за тучки мы теперь расслабим ручки», потом расслабляются. В упражнении «Надуем шарик» дети сначала сильно напрягаются, удерживая воздух в лёгких, а потом расслабляются, когда «шарик лопнул». Также очень любят дети игры на имитацию движений. Мы «плаваем», «катаемся на велосипеде», «загораем на солнышке», «поднимаем штангу», изображаем боксёров на ринге.
Дети очень любят изображать разных животных («походи как мишки», «попрыгай как зайчики», «ползи как змея») При этом дети не просто двигаются, но с помощью мимики пытаются передать характер изображаемого персонажа. Также в качестве физкультминуток я использую подвижные игры, в которых высокая двигательная активность чередуется с замиранием. Это игра «Сова» («бабочки летают» утром, днём вечером, а ночью – замирают, «спят».) В игре «Ловички» во время движения детей меняю водящего. Дети, которых «поймали» должны оставаться неподвижными. В игре «Тише едешь – дальше будешь», «Раз, два, три – замри дети останавливаются во время движения по команде взрослого, также очень нравится детям игра «Тени», когда дети выполняют движения за одним ребёнком – водящим. Во время игры «Выполняй мою команду» дети выполняют движения, озвученные взрослым (идём, прыгаем, кружимся, присели). Важную роль в процессе обучения играют пальчиковые игры и речь с движением. Текст пальчиковой гимнастики и логоритмических движений подбирается в соответствии с изучаемой лексической темой. В процессе таких физкультминуток дети не только расслабляются, переключаются с одного вида деятельности на другой, но и тренируют память, расширяют словарный запас, совершенствуют темпоритмическую, просодическую сторону речи, координацию движений. Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель на своих занятиях также используют игры, логоритмические движения на изучаемую лексическую тему. Основная работа в области познавательного развития ложится на воспитателя. У детей с недостатками речевом развитии наблюдается отставание в формировании познавательной активности, которая складывается под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приёмов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственной возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интерес к занятию. Работа воспитателя в области познавательного развития предшествует логопедическим занятиям. Воспитатели проводят занятия по заданной лексической теме, расширяют активный и пассивный словарь детей. Они также расширяют кругозор детей через экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, предметно – практическую деятельность, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы. Воспитатель также руководит процессом игры, обогащает содержание игровой деятельности, через речевое общение. Очень интересны для детей интегрированные занятия, которые проводятся логопедом совместно с воспитателями. Так, например, на занятии для детей старшей логопедической группы «Русская матрёшка» дети сначала знакомились с игрушкой – матрёшкой, историей возникновения, появление её на Руси, с разными видами матрёшек, с процессом её изготовления, с просмотром слайдов. Во второй части занятия детям было предложено выполнить аппликацию «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки» Процесс изготовления аппликации сопровождался прослушиванием русских народных песен. На интегрированном занятии «Дикие животные нашего леса» дети совершали увлекательное путешествие в лес, самостоятельно рассказывали об образе жизни животных, во второй части занятия лепили ёжика. Использование разнообразных приёмов работы, в частности, логоритмики, психогимнастики, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы и частая смена видов деятельности, обязательные релаксационные и физкультурные паузы, позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени. Для более успешного освоения коррекционной программы логопед и воспитатели работают в теснейшем контакте с родителями. Любое, даже самое незначительное продвижение в постановке и автоматизации звука, фиксируется в домашних тетрадях детей, где родителям предоставляется не только лексический материал по автоматизации звука, но также даются подробные рекомендации по выполнению задания. Также родители получают консультации и в устной форме. Очень эффективно работает информационный стенд, который разработан в соответствии с программой. В нё м есть разделы: «Изучаемая лексическая тема», «Совершенствование лексико – грамматических средств языка и связной речи», «Формирование фонетико – фонематической стороны речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, предпосылок к обучению грамоте» ,«Учим стихи». Родители получают информацию непосредственно после проведения организованной образовательной деятельности. Очень интересно детям занятие, проведённое совместно с родителями. На таких занятиях родители не только наблюдают за действиями своих детей, но и участвуют в нём. Совместно с родителями мы изучали этапы работы над звуком, разбирали звуко – слоговой анализ слова. По итогам обучения грамоте проводилось развлечение совместно с родителями, где дети и родители в смешанных командах соревновались друг с другом: кто больше назовёт слов на заданный звук, «собери слово», «придумай загадку», «придумай сказку» по опорным словам и картинкам, а также соревновались в быстроте и ловкости в эстафетах: «попади в цель», «передай мяч», «обручи». Такие формы взаимодействия всех участников образовательных отношений позволяют как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
2. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127».
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Соболева А. В. «Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста»; М., В. Секачев, 2016.
4. Вельмова С. П. «Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста».