Ирина Махалова
Опыт работы по теме «Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования»
Опыт работы по социально-коммуникативному и художественно- эстетическому развитию дошкольников
"Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования".
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Темочки
На сегодняшний день проблема организации конструктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях не стоит на первом месте и ей уделяется мало времени и внимания. Хотя именно посредством конструирования у детей развивается воображение, творческие способности, ребенок начинает познавать мир и всесторонне развиваться.
С помощью конструирования дошкольники могут создать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, развивая воображение и творческие способности. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
В этом году я работаю в средней группе с детьми 4-5 лет. Уже с младшего возраста мы начали свою работу по конструированию. В ходе игр, свободного общения с детьми, наблюдений я выяснила, что у детей плохо развиты воображение и творческие способности. Они не знакомы с конструктором, плохо знают его детали, затрудняются строить постройки из природного материала (песок, снег, вода, камушки, желуди) и деталей крупного конструктора.
Поэтому в прошлом году мне удалось поставить и реализовать следующие задачи:
*познакомить детей с крупногабаритным конструктором;
*Познакомить с деталями конструктора (куб, кирпичик, пластина);
*Сформировать умение вместе со взрослым строить башенки, домики, машинки, загородки, заборы, ворота, дорожки и т. д ;
*Поддерживать желание строить по образцу и самостоятельно;
*Способствовать пониманию пространственных соотношений и научить использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);
*Познакомить с природным материалом (песок, снег, вода, камушки, желуди) и способствовать строительным играм с ним.
* Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.
В младшей группе мы научились различать и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина, сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм из крупногабаритного строительного материала, познакомились с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости.
В первой половине года мне удалось научить детей располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу, или на определенном расстоянии (строя загородки, заборы, ворота, дорожки и т. д., изменять постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину.
Например: дети учатся преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя: «Постройте красную дорожку из кирпичиков, которые лежат перед вами. А теперь сделайте свою дорожку еще длиннее, для этого подберите детали такого же цвета. Саша, какие ты взяла детали, чтобы сделать свою дорожку длиннее?»
После этого воспитатель привлекает внимание малышей интригующим восклицанием: «А мы с Машей умеем строить другую дорожку! (Кладет рядом два кирпичика, соединив их узкими длинными гранями, дает ребенку три кирпичика.) А ты, Маша, дострой. Что мы построили? Правильно, дорожку, но только другую — широкую. Эта узкая. А это широкая. И вы тоже постройте широкую дорогу, такую, как у нас с Машей, но только длинную». (Поощряются дети, которые используют другие способы удлинения : например, объединяют две узкие пластины и прикладывают. На такие решения обращается внимание всех ребят.)
В конце занятия детям предлагается поиграть с постройками. Возле дорожек они сажают зеленые елочки, по дорожкам гуляют куколки и т. д.
Анализ занятия можно провести в игровой форме. Например, воспитатель берет куколку и просит от ее лица: «Вика, разреши мне, пожалуйста, погулять по твоей дорожке с твоей куколкой. Как тебя зовут, куколка? А меня Света. Какую ровную длинную дорожку построила Вика! Вика, а какого цвета дорожка? Из каких деталей она построена? Теперь я хочу погулять по Диминой дорожке». И т. д.
У детей постепенно появилось желание сооружать постройки по собственному замыслу, объединять их по сюжету (дорожки, дома, улица) и обыгрывать в режиссерской игре. Сюжетные игрушки предлагались сразу перед занятием вместе со строительным материалом.
Во время анализа образца постройки (который остается основным приемом обучения) мне удалось научить малышей определять и называть ее части, отвечать на вопросы: «С чего ты начнешь строить? Какие детали будешь отбирать для своей постройки? Что нужно сделать, чтобы постройка стала выше?».Ит. д.
В работе я использовала словесные указания. Например, «Отбери все кубики красного цвета и положи их в ряд, приставляя друг к другу». Что позволило
сооружать разнообразные многоцветные постройки, и не только различать цвета, но и называть их (все шесть, что важно для ребенка младшего возраста.
Задания для детей постепенно усложнялись. Все чаще я предлагала детям подумать самим, как построить, не показывая приемов работы : «Построй такие ворота, как у меня, но чтобы они были высокие и под ними могла проехать вот эта машина».
И наконец, к концу года стало возможно провести одно-два занятия по собственному замыслу детей, поскольку у них уже имеется некоторый конструктивный опыт.
Организуя занятия по замыслу, я предлагала малышам вспомнить, что они уже конструировали, что они хотят построить сейчас, из каких деталей, раздала вместе со строительным материалом игрушки.
Во время игр детей я продолжала учить их конструктивным навыкам. Но делала это ненавязчиво — так, чтобы дошкольники не чувствовали, что их обучают. «Здравствуй, щенок! — обращается воспитатель к игрушке, для которой ребенок построил домик. — Кто построил тебе такой домик? Нравится тебе в нем жить? Почему тебе нравится твой домик? Из каких деталей построил его Алеша? Какого цвета стены у домика?»
Хорошим приемом является конструирование вместе с детьми, а также создание игрового образа. Например, заметив, что мои малыши пытаются что-то построить, я подбадривала их:
Строим дом:
Дом большой
И с крылечком,
И с трубой.
Это чей, это чей
Новый дом из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем.
Или, рассказав сказку, например: А. Толстого «Три медведя», спрашивала детей : «Что можно построить для наших мишек?»
Часто бывало, что ребенок, научившись тем или иным действиям, задерживался на строительстве одних и тех же предметов. Чтобы этого не происходило, я начинала строить с ним, совместно рассматривала иллюстрации, предлагала понаблюдать за работой товарищей.
В процессе конструирования и во время уборки строительного материала мы продолжали с детьми сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки, сортировать детали по виду и цвету, складывать на место.
В данном возрасте мы продолжили знакомиться со свойствами песка и делать из этого материала простейшие постройки.
Детей научились приему формовки более объемных и высоких форм. Воспитатель показывает и объясняет, как набирать полную формочку, уплотнять песок, опрокидывать, где по ней необходимо постучать, как поднять, чтобы не повредить куличик.
Мы научились строить горку из песка: в начале я показала ребятам образец, потом предложила построить как у меня, или горку выше моей, ниже, шире, уже. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладывается спуск (аналогично строительству дорожки). Малыши научились сооружать скамеечки, ворота, столы, стулья, мосты (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Огребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, малыши учатся строить заборчики.
Организуя работу со снегом, я продолжала приобщать детей обращаться за помощью к взрослым. Внимание ребят в этом возрасте становится устойчивее, движения более координированными. Они уже в состоянии преодолевать некоторые мышечные и волевые усилия. Поэтому появляется возможность несколько увеличить длительность работы и ее объем. Они могут трудиться в течение 15—20 мин. При этом важно переключать малышей с одного действия па другое. Например, сначала они нагружают снег в ящик, потом везут его к постройке, затем помогают подгребать снег и уплотнять постройку лопатой.
Малышей продолжают знакомить со свойствами снега и льда (из сырого снега можно лепить, сухой — рассыпается, льдинки прозрачные, разбиваются). Учат сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшать флажком, еловыми веточками от новогодней елки, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком. Дети сооружают горки для кукол. Для этого у снежного сугроба лопатой утрамбовывают вершину, затем делают спуск, проводя несколько раз лопатой от вершины горки к основанию. Воспитатель поливает его водой, объясняя малышам, для чего он это делает.
Малыши мастерят снежные пирожки, торты, пряники. С помощью лопаты прокладывают дорожки в свежевыпавшем снегу (продвигая ее вперед перед собой, а потом возят по ним игрушечные санки с куклами.
Работу по конструированию я проводила в любое время в течении дня в младшей группе и она очень заинтересовала моих любознательных малышей и дала стимул для дальнейшей работы на этот год.
В этом учебном году задачи конструктивной деятельности значительно расширились:
* Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);
* Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
* Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.
*Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
* Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
* Обучать конструированию из бумаги : сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу).
*Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
* Формирование умение преобразовывать поделку (постройку, дополняя её разнообразными деталями. Развивать воображение и творческие способности детей.
*Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
*Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу.
Я поняла, что для успешных занятий и игр с материалами детям необходимы богатые впечатления об окружающем мире. Поэтому мы начали свою работу со знакомства с объектами окружающего мира на основе выявления существенных признаков, используя и пополняя знания детей об окружающей среде. Например:
при рассматривании мебели, например стола, мы выяснили, что у всех столов обязательно есть крышка, ножки, но столы могут быть большие и маленькие, высокие и низкие, крышка стола может быть разной формы (квадратная, круглая, треугольная). Каждый стол имеет определенное назначение, а следовательно, и свои особенности (стол обеденный, письменный и т. д.). С помощью зрительного обследования дети познакомились и с другими однородными предметами, что помогло подвести их к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения.
На занятиях по ознакомлению с окружающем миром, во время наблюдений, рассматривания картин мы учились наблюдать за предметами, выделяя их характерные особенности (например, наблюдая за строящимися зданиями, другими сооружениями, обращая внимание на дружную работу строителей, рассматривая архитектуру зданий, машины и другие предметы, употребляя при этом слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, направо - налево, ближе - дальше, больше - меньше) у ребенок постепенно расширился его кругозор и появилось желание строить более сложные и разнообразные объекты.
На занятиях по конструированию мы познакомились с цилиндрами большими и маленькими, научились правильно называть и употреблять их в соответствии с конструктивными свойствами (для ножек стола, для фар у машин, для украшения зданий и пр.) Также познакомились с разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами и начали применять их на практике.
На занятиях и в свободное время мы строили постройки:
1. по образцу (что это за объект? какие у него основные части, детали? как они располагаются в пространстве)
2. сравнивая нескольких образцов выполненных воспитателем для выявления обобщенных представлений детей о группе однородных предметов ( например:2-3 домика, разных по величине или по количеству этажей, сделанных из разных деталей; 2-3 игрушечные автомашины: легковая, с цистерной и т. д.).Предметы рассматривались и затем дети выделяли основные части, которые есть у всех однородных предметов или образцов. После этого мы выясняли, для какой цели сделаны разные машины и почему отдельные части у каждой из них разные (кузов у легковой - маленький, у грузовой - большой, у цистерны - цилиндрический).
На основе сформированных обобщенных представлений дети научились создавать серию построек однородных предметов (сначала дом маленький с квадратным основанием, затем с основанием в виде прямоугольника, каждая стена не из 2, а из 4 кирпичиков, уложенных в 2 ряда). На одном занятии строят одноэтажный дом, но более сложный по конструкции, из большего количества деталей, на следующем занятии - двухэтажный. Каждый раз фиксируется внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие детей становится более целенаправленным и глубоким, у них образуется устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни.
3. по условиям предложенным воспитателем.
1. Тема «Осень»
Конструирование из строительного материала или способом скручивания бумаги в трубочку «Мосты», «Плот»
Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать. Как попасть в парк, как можно перебраться через реку?
2. Тема: «Транспорт»
Конструирование из строительного материала, конструктора «Лего» или счетных палочек
Животные просят строителей построить им новый зоопарк, так как старые вольеры уже сломались
3. Тема: «Дома»
Конструирование из деревянного конструктора.
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, как это сделать.
4. Тема: «Средства связи.»
Конструирование из бросового материала. «Телефон»
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
5. Тема: «Корабли»
Конструирование из бумаги
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
6. Тема «Лес»
Конструирование из природного материала «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
7. Тема «Город»
Конструирование из картонных коробок.
В городе надо построить новый микрорайон для туристов.
8. Тема «Деревня»
Конструирование из строительного материала «Скотный двор»
У бабушки в деревне прошел ураган и дом, где жили животные сломался. Теперь им негде жить.
9. Тема «Цирк»
Конструирование из бумаги «Волшебные цилиндры» (работа с образцами)
Животные- артисты отказываются работать на арене цирка без своей пары. Директор цирка не может себе позволить купить в свою труппу ещё артистов. У него нет денег. А маленькие зрители ждут весёлого вечернего выступления. Что делать?
В результате их реализации дети научились: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т. п., соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. д.). Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.
Постепенно дети усвоили, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Дети усвоили принцип замены, а во время исполнения постройки я направляла их на самостоятельное решение таких задач: «Подумай, чем можно заменить кубики, если их не хватает», для сооружения постройки преднамеренно давала меньше, чем нужно, брусков и больше кубиков, чтобы перед ребенком встала задача замены брусков кубиками. Таким же примерно образом дети знакомились с отношениями между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т. д.
Перед выполнение задания я предлагала ребятам разнообразные образные игрушки, которые они использовали затем в сюжетно-ролевой игре, куда вносили свои постройки. Дети научились играть сообща, изменяя сюжет, и конструируя новые постройки, либо преобразуя уже имеющиеся. ( например: по мосту и дорогам ездят автомобили всех ребят, можно предложить построить вместе одну общую дорогу, рядом бензозаправочную станцию, поставить светофор и т. д.)
Постепенно мы научились строить вместе. Каждому ребенку я предлагаю самостоятельный объект стройки: один строит гараж, другой - мост, предварительно договорившись, кто что будет строить. А затем уже дети вместе достраивают то, что нужно достроить совместно для игры (дорогу или что-то другое).Это способствует развитию воображения и творческих способностей детей, формируя умение строить по замыслу и подбирать соответствующие детали для его реализации.
В свободное время и на занятиях при работе с детьми я использую игры на развитие воображения : "Геометрическая мозайка", "Фигуры в ряд", "Собери из счетных палочек", "Заплатки", "Собери бусы", "Танграм" и др. Во время сюжетно-ролевой игры я предлагаю использовать природный материал, постройки из бумаги, счетные палочки, постройки из конструктора. Создаю для ребенка различные проблемные ситуации:
В работе использую различные методы и приемы: рассматривание объектов, беседы, наблюдения, дидактические игры, подвижные игры с природным материалом, эксперименты.
В результате дети научились конструировать по образцу, по условиям, схемам используя различные виды конструктора, пытаются самостоятельно создавать замыслы и находить средства для их реализации.
В средней группе мы с детьми продолжаем знакомиться с природным материалом, начинаем осваивать конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.
Из песка и снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнали, что песок сыпучий, и из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Начиная со этого учебного года, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов мы начали осваивать в этом году и есть уже первые результаты Дети усвоили, что для работы надо создать сначала заготовку. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Мы используем коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. Они фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия, которые затем мы используем во время сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, работу по конструированию очень важна для ребенка дошкольника, так как она помогает нам не только познавать окружающий мир в интересной форме, но и развивает конструктивные способности детей, их воображение, моторику и творческий потенциал, что необходимо для всестороннего развития личности дошкольника.