Светлана Ромащёва
Опыт работы по созданию условий для реализации здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать
Хочу поделиться опытом работы по созданию условий для реализации здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Как во всех садах нашего города одной из главных задач образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Для успешного решения этой задачи необходимо создание определенных условий. Какие же условия созданы в нашем детском саду?
Публикация «Опыт работы по созданию условий для реализации здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Для реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ созданы условия : кадровые, материально-технические, РППС, психолого-педагогические.
Кадровые условия : в ДОУ 2 педагога занимаются непосредственно физическим развитием детей. Калташева Татьяна Анатольевна, педагог с высшей квалификационной категорией – воспитатель с функциональными обязанностями инструктора по физическому воспитанию. Это наша спортивная фея.
Шапошникова Елена Александровна, педагог с высшей квалификационной категорией – инструктор по плаванию, наша водяная фея.
Вторая категория условий – материально-техническим условиям. Нам очень повезло, мы имеем не только отдельный физкультурный зал, который оснащен всем необходимым для организации физкультурного развития детей дошкольного возраста. Но и современный бассейн, который оснащен современной системой очистки, способной не только поддерживать чистоту воды, но и ее температуру. А имеющее оборудование позволяет всех детей, посещающих наш детский сад обучить плаванию. Приобретенное физкультурное оборудование на участках, на сумму более 250 тысяч рублей, позволяет не только закреплять полученные на физкультурных занятиях умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках, но и формировать физические качества (силу, выносливость, быстроту, меткость, ловкость).
Третье условие – это развивающая предметно-пространственная среда в группах. В каждой группе имеются физкультурные уголки, в которых имеется не только качественное фабричное оборудование, но и атрибуты, изготовленные руками родителей и сотрудников.
Четвертое условие это психолого-педагогические условия. На наш взгляд – это та работа которая проводится с детьми по реализации здоровьесберегающих технологий : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия плаванием, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, закаливание, досуговые мероприятия с родителями спортивной направленности, дополнительные образовательные услуги. Эта работа включает на наш взгляд хорошо всем известные мероприятия, но именно системное их применение позволяет сформировать потребность у детей заниматься спортом, узнать и полюбить свое тело, научиться о нем заботиться, развить физические качества и умения.
Каждое утро мы начинаем с утренней гимнастики, которую Татьяна Анатольевна проводит в физкультурном зале с разнообразными предметами (мячами, лентами, палками, кубиками) и без предметов (музыкальные разминки). Ежедневно каждый ребенок детского сада посещает физкультурные занятия по расписанию, на которых и происходит вся магия: у детей развивается двигательный опыт в ходе выполнения упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развиваются такие качества, как координация, ловкость, сила, быстрота, гибкость, крупная и мелкая моторика. В процессе обучения детей плаванию решаются оздоровительные задачи, которые направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничного психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение к здоровому образу жизни. Применение дыхательной гимнастики помогает решению следующих задач:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Применение кинезиологических упражнений позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений в развитии. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи: -предупреждение утомления, -укрепление глазных мышц. - снятие напряжения. - общее оздоровление зрительного аппарата. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. А физкультурные мероприятия, которые проводятся в ДОУ систематически, позволяют детям закрепить полученные умения и навыки в игровой форме. Главное требование, которое соблюдается при составлении конспектов подобных мероприятий, это личное участие каждого ребенка в каждом виде физической активности, повышенная физическая нагрузка, сочетающиеся с игровым моментом и понятной для детей цели. В каждом мероприятии, мы обязательно используем подвижные игры, в время которых дети: оказывают помощь инопланетянам в ремонте космического корабля, и помощь Весне, когда Зима, со своими помощниками не хочет уходить. Не оставляем без внимания мы и родителей. Ведь только в тесном взаимодействии с ними мы сможем и дома закрепить полученные детьми в ДОУ физические умения и навыки, формировать потребность заниматься спортом. Поэтому родители являются активными участниками многих мероприятий.
Мероприятий, проводимых для решения задач физического развития детей дошкольного возраста в рамках Основной образовательной программы ДОУ, нам показалось мало. С учетом запроса родителей были расширены рамки образования детей за счет реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности: «Грация» (обучение детей дошкольного возраста элементам художественной гимнастики, «Степ-аэробика» и «Дельфиненок» (обучение плаванию детей раннего возраста и детей близлежащего микрорайона, не охваченных дошкольным образованием). Более 50 детей охвачено дополнительным образованием в рамках этих программ, в основном это девочки. На следующий год мы планируем привлечь к занятиям в кружке «Степ-аэробика" и мальчиков, дополнив программу более сложными элементами.
Созданные в ДОУ условия позволяют сохранить здоровье детей, сформировать у них привычку к здоровому образу жизни и любовь к спорту.