Алёна Афанасьева
Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культур
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста
к истокам русской национальной культуры
Афанасьева А. Н., воспитатель МДОУ д/с «Улыбка» с. Вавож
Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Публикация «Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культур» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы, когда закладываются основы становления личности, нравственных ориентиров.
Поэтому мы, проектируя свою педагогическую деятельность, поставили цель приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Работая по данной теме, ставим перед собой следующие задачи:
- создать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру;
- познакомить детей с доступными их возрасту произведениями устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства;
- развивать интерес и воспитывать у детей уважение к культурным традициям русского народа;
- привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям;
- организовать целенаправленную образовательную деятельность с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;
- составить перспективное планирование по приобщению к народной культуре.
Работу в данном направлении продолжаем уже более шести лет. Очевидно, что развитие детей в этом направлении требует организации особых условий. Для достижения поставленных целей по развитию интереса детей к народной культуре в группе создали предметно-пространственную развивающую среду, при организации которой возникла необходимость найти предметы русского быта, которые применялись в старину.
В оформлении группы и прихожей использован единый стиль. Элементы русского декоративно-прикладного искусства, что предает им колорит.
При оборудовании «русской горницы» акцент делаем не на создание музейной атмосферы, а организацию возможности введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Знакомим детей с предметами быта и домашней утварью, закрепляем назначение, объясняем традиционную сущность. Впоследствии, дети используют полученные знания в своих играх.
В группе есть библиотечка красочных книг. Отведено место для театральной деятельности, имеется уголок ряженья, различные виды кукольных театров (настольный, теневой, пальчиковый, варежковый, на ложках, на коробках, на фланелеграфе). Приобретены дидактические и настольно-печатные игры, имеются диски и флеш-накопители с записями инсценировок по мотивам народного фольклора, русских народных песен, есть подборка презентаций, а для поддержания интереса детей и большей эффективности работы разработаны и используются конспекты НОД, электронные игры и викторины, презентации, подобраны картотеки.
Воспитательная деятельность по приобщению к русской народной культуре проходит как в режимные моменты, так и в ходе непосредственной образовательной деятельности (занятий) и в самостоятельной деятельности.
Большое место в работе с детьми занимают народные праздники, традиции и обряды, которые проходят в форме затейничества, театрализованного представления, обычно они заканчиваются чаепитием.
Нами введена новая традиция ежегодного празднования русских праздников «Троица», «Покров», «Игр и забав» и др. с приглашением на мероприятие родителей, детей других групп в качестве активных участников, а не пассивных наблюдателей.
Ни один праздник не проходил без музыки. В процессе деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов (трещотки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки).
Большое место в работе с детьми занимают народные и дидактические игры. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и динамические действия, и азарт. В них ярко выражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Очень важно для детей знакомство с народной декоративной росписью. В группе проводятся выставки народных игрушек и произведений народного творчества.
Активно ведётся работа с родителями. Ими оказана помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды, росписи русскими узорами «зон» - уголков группы и прихожей, пополнении уголка «Русская горница» предметами быта.
Летом постройки на участке для прогулки каждый год расписываются то «под хохлому», то «под городец», то «под мезенскую роспись».
Родители помогли сшить русские народные рубашки для мальчиков и сарафаны для девочек, а также оформили атрибуты к национальным костюмам : мамы с любовью сплели для сыновей красивые пояса, а девочкам изготовили кокошники.
Совместно с родителями дети составили своё «Семейное древо», в процессе «поиска своих корней» дети и родители, бабушки и дедушки стали духовно ближе друг к другу. Родители также активно участвуют в организации и проведении фольклорных праздников.
Имея в своём распоряжении различные программы и методические пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, нами разработаны собственные варианты, выбраны нужные средства обучения и воспитания, скорректированы, подстроены в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.
Кроме того составлен перспективный план работы с детьми и родителями, где в соответствии с тематикой месяца, подобрана художественная и познавательная литература, дидактические и подвижные игры, фонограммы.
Результативность работы выявляется в желании детей дошкольного возраста с интересом воспринимать и воспроизводить изучаемый материал, что проявляется в их участии в народных праздниках и запоминании фольклорных текстов. А с фольклорными текстами усваиваются информационные коды конкретного народа, обладающие особым психологическим воздействием (настраивание на ту или иную форму восприятия, способность к сопереживанию и др., выполняющую социальную роль (кодирующие принципы взаимоотношений, нормы поведения в тех или иных ситуациях и др., осуществляющие этногенетическую функцию (причастность индивида к истории, судьба этноса, коллективной этнической памяти и сознанию).
Одним из основных направлений работы с родителями и детьми считаем работу по проектам. Проектную деятельность осуществляем несколько лет. Говоря о приобщении к русской народной культуре, хочется отметить, что в детском саду организуется деятельность не только по ознакомлению с русской культурой, но и другими народами, проживающими на территории нашей малой Родины.
В частности, второй год в ДОУ реализуется проект «День народного единства», в котором принимают участие все возрастные группы. В ходе реализации проекта дети, педагоги и родители знакомятся с традициями, играми, кухней, костюмами народов, проживающих на территории Удмуртской Республики (удмурты, чуваши, татары, мордва, русские, украинцы и др.).
Перспективы дальнейшей деятельности:
- продолжение работы в выбранном направлении;
- расширение содержательной части работы и поэтапное изучение национальных культур народов, проживающих на территории УР;
- разработка и оформление проектов.
Таким образом, наша педагогическая деятельность нацелена на создание условий для воспитания средствами национальной культуры в целом, и русской культуры в частности, духовно богатой, культурно образованной, гармонично развитой личности, приобщенной к культуре своего народа, уважающей культуру другого народа, способной к успешной творческой самореализации в современном обществе.