Ольга Радуляк
Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения
и их пропаганде среди родителей.
Воспитатель:
МКДОУ «детский сад № 14»
Радуляк Ольга Николаевна
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у ребенка навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т. к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Публикация «Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Задача педагогов и родителей, воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
С 2013 года по 2020 год предложена Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения источник детская газета Добрая Дорога Детства. Составляя план своей работы, я опиралась на эту программу. В Правила дорожного движения ежегодно вносятся изменения, и 2017 год стал не исключением. Правительство России внесло изменения в, части применения детских удерживающих устройств, при перевозке детей-пассажиров в салонах транспортных средств пункт «22.9» и эта актуально по сей день.
Целью моей работы является : формирование у детей и родителей основ правил дорожного движения.
Данная цель реализована через решение следующих задач:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде : умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Расширять словарный запас детей с применением основных понятий при ознакомлении с ПДД.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Формировать и активизировать работу с родителями по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Мной был проведен опрос воспитанников, благодаря которому выяснилось незнание дошкольниками элементарных правил поведения на улице и в транспорте, отсутствие навыков осмотрительности и осторожности, стремления к самостоятельности, умения адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Параллельно я начала эту работу с изучения семей воспитанников, их запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему «Я и мой ребенок на улицах города» показало, что почти 40% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 31% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Эти обстоятельства нацелили меня на деятельность по данному направлению : «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста».
Для реализации поставленной цели и задач работы с детьми я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС. Совместно с родителями в группе оформила уголок по ПДД в виде объемной модели улицы, накоплен достаточный дидактический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
наглядная агитация для родителей и детей : стенды, макет города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,
переносной светофор.
Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания» :
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Веду большую работу по повышению компетентности родителей по формированию правил дорожного движения дошкольников, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми.
Анкетирование родителей дает возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.
С родителями провожу консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ.
На родительском собрании мною была представлена методическая разработка по формированию ПДД у дошкольников на тему «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения» Цель: совершенствование у родителей практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. Родители заинтересовались данной темой, задавали вопросы, были заинтересованы и активны. Из этого следует, что родители становятся активными помощниками воспитателя и им небезразлично время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретаемые в детском саду, помогут будущим школьникам и нынешним дошколятам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
- свой опыт работы представляла на всероссийском конкурсе на лучшую метадическую разработку «Я заметен» (грамоты, сертификаты);
- организация выставки детских работ (поделки, рисунки, аппликации, сказки);
- организация выставки совместных работ с родителями
Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по безопасному поведению на дорогах. Для проверки и закрепления знаний детей проводили итоговые мероприятия «Веселые старты по ПДД»
Результативность опыта
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
И в заключении хотелось бы сказать следующее…
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующие задачи:
- составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.