МААМ-картинки

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера

нина вернигорова
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера

Авторы Бадогина Г. А., Врнигорова Н. В., Титова Ю. В

Актуальность темы проекта в широком смысле обоснована в законодательных документах таких как:

-Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.202) ст. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ образования в Российской Федерации 671. п. 4.

-Указ президента РФ от 09.11.2022г. № 809 об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В узком смысле понятие актуальности мы рассматриваем в том, что

Публикация «Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера» размещена в разделах

1) На современном этапе социальной действительности. В силу последних перемен в мировой действительности все более заметной стала необходимость воспитания традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма начиная с дошкольного возраста.

Проведенное педагогами исследование познавательной и социально-коммуникативной сферы дошкольников группы показал низкий уровень знаний о культуре и традициях своего народа. Дети с трудом называют город, область, улицы, достопримечательности, животных растения, птиц родного края. А также не знают народных игр, во что играли и откуда к нам пришла игрушка. Замечательных людей севера таких как Ломоносов, Писахов, Шергин. Не владеют знаниями о разнообразии декоративно прикладного творчества. Ограничены знания о труде взрослых, главных предприятиях города, профессиях людей, трудящихся на севере.

В дошкольном возрасте изучение традиций своего народа, это прежде всего обогащение знаний о своей малой Родине, о городе в котором ребенок растет, его достопримечательностях, природных богатствах, растительном и животном мире о семье, ее традициях, культуре и быте своей области. Это и знакомство с художественной литературой писателей севера и декоративно прикладным творчеством, устным народным творчеством.

Цель мероприятий : Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о культурных традициях родного края.

Систематизировать представления о культуре и традициях родной страны России, родного края.

-Установить активное взаимодействие между детьми, родителями и педагогами ДОО.

-Знакомить с достопримечатльностями родного города, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.

-Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.

-Развивать ручную умелость.

-Пополнить развивающую среду

-Воспитывать интерес к изучению народных традиций, любовь к родному краю.

Формы организации

-Экскурсии к природным и социальным объектам

-Тематические занятия

-Мастер классы

-Праздники и развлечения

-Дидактические игры

-Театрализованная деятельность

-Организация мини-музеев, выставок

- экскурсии к природным и социальным объектам города

Целью экскурсий является просвещение дошкольников по темам «растительный мир родного города». Знакомство с деревьями и кустарниками родного края, а также развивает умение ориентироваться в городе, познакомиться с названиями улиц, социальными объектами и их значением в жизни людей. Экскурсия к северному кванториуму. : ранняя профориентационная работа,предварительная беседа о том, что наш город центр судостроения,имеющий огромное значение для нашей страны в целом. Профессии судостроителей основываются на знании и умении конструировать, составлять алгоритмы и программы, чертежи будущих конструкций кораблей и лодок. И Дошкольники узнают, что в кванториуме уже можно заниматься начиная с дошкольного возраста судомоделированием, робототехникой, работой на компьютере, легоконструированием. Все эти занятия способствуют цели вырасти настоящим патриотом своей страны. работать на благо своей родины. Воспитывает патриотизм активную, гражданскую позицию.

Серия занятий в центре НКО,Лешуконское землячество. Рассматривание старинных предметов народного быта народов севера :короба, шкатулки самовары,различная утварь,посуда наших предков. Ребята смогли не только посмотреть,но и потрогать все это своими руками. А также предметы с изображением Мезенской росписи:дощечки. подносы,туески. Здесь же ребята рассмотрели вязаные вещи шерстяные носки,рукавицы. Имели возможность потрогать сарафаны,.Дошкольники на этих занятиях получали представления о том как жили наши предки,что носили,из чего ели и в чем хранили продукты.

Посещение выставочных залов в дхш

Как художники изображают природу родного края. Ребята получают знания о различных техниках рисования, о цветах и о том, что свою любовь к родной природе можно выразить с помощью рисунка.

- тематические занятия.

Циклы по темам «природа родного края»

«Животные севера» «традиции и обычаи поморов» например мы знакомили детей с такими традициями -что хлеб поморы нарезали стоя, основным промыслом было: добыча соли, рыбы резьба по кости, гончарное дело уходя в море, поморы брали с собой на удачу кулебяку. Самая древняя традиция-не запирать дверь на замок, «чем играли наши предки.».

«Северодвинск в годы войны». Как северяне защищали свой город. Какие улицы названы в честь героев. Торцев, Воронин, Коновалов и др

Занятие «В защиту Северной Двины» дети изучали подводный мир Северной Двины, эко систему родного города. Учились беречь природу, сохранять ее богатства. Участвовали в региональном конкурсе видеороликов «В защиту Северной Двины» от ВООП. Дети узнали о том, что река и море кормили наших предков. Все поселения древних поморов распологались в устьях рек и вдоль берега Белого моря. Они занимались добычей соли, резьбой по кости, гончарным делом. По традициям поморов группа создала наглядный альбом

Цикл занятий о Ломоносове

музыкальные и спортивные развлечения; знакомство с обрядами на рождество, масленицу.

Праздник оленя. Предварительная беседа с детьми о том,что

Северный Олень – это главная Радость жителей Крайнего Севера :

Основная цель праздника у народов севера сохранять и развивать традици, обряды

коренных малочисленных народов Крайнего Севера и познакомить с ними детей.

Например,устравиают гонки на оленьих упряжках,

соревнования по прыжкам через нарты, метание тынзея (аркан) на хорей (на палку для подгонки оленей, броски пимы в цель, перетягиванию хорея;

готовят традиционные блюда оленеводов, угощают иван-чаем, проводят мастер-классах по росписи козуль и деревянных оленей. Мы в совём мероприятии усторили импровизированные игры по традициям народов севера.

Мастер классы. Роспись козуль, изготовление жаворонков, изготовление кукол, изготовление солнышка, лепка птенцов на пасху.

Беседа с детьми по окончанию проекта показал следующее: знания дошкольников обогатились представлениями о родном городе. Его достопримечательностях, объектах социальной значимости. Дети приобщились к историческим и культурным ценностям общества, получили элементарные знания об истории создания народной игрушки, у них обогатился художественно-эстетический вкус, ручная умелость и творческие способности, зародилась основа любви к родному краю и уважение к поморским традициям. Дошкольники стали лучше ориентироваться в мире животных и растений родного края. Уровень речевого развития приблизился к норме большинства детей.

Организуем выставки и мини музеи по темам «Народная игрушка», мини-музей «изба». Применяем такую форму работы с родителями как «Гость группы». Используем театрализованные постановки народных сказок. Игры -инсценировки потешек, пальчиковых игр. Знакомим с частушками Знакомим детей с народными подвижными играми. опыт распространения проекта на региональный, городской уровни. Результаты предварительного опроса показывают положительную динамику в усвоении детьми материала по народному творчеству.

Таким образом,

Вследствии осуществления перечисленных мероприятий накоплен богатый материал: составлено перспективное планирование, разработаны конспекты тематических занятий, мастер-классов и творческих мастерских с детьми и, созданы наглядные пособия, собрана картотека мультимедийных презентаций по ознакомлению с традициями Родного края. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, и является благодатной почвой для художественного творчества детей дошкольного возраста.

Педагоги группы организовывали взаимодействие с родителями через социальные сети. задавали интересующие вопросы, обменивались видео, аудио и фотоматериалами. Участники образовательного процесса организовывали комментирование мероприятий и занятий. Воспитатели выкладывали полезные ссылки по той или иной теме, знакомили с планом работы по проекту. Еще одна из форм взаимодействия-сайт детского сада. Педагоги составляли статьи по мероприятиям с фотографиями и публиковали на сайте учреждения Обновляемая на сайте информация привлекает повышенное внимание родителей и создаёт открытое пространство для взаимодействия и со специалистами.

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка»Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера
Опубликовано: 10 мая 2024 в 15:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД