нина вернигорова
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы Бадогина Г. А., Врнигорова Н. В., Титова Ю. В
Актуальность темы проекта в широком смысле обоснована в законодательных документах таких как:
-Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.202) ст. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ образования в Российской Федерации 671. п. 4.
-Указ президента РФ от 09.11.2022г. № 809 об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В узком смысле понятие актуальности мы рассматриваем в том, что
Публикация «Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурой Русского Севера» размещена в разделах
1) На современном этапе социальной действительности. В силу последних перемен в мировой действительности все более заметной стала необходимость воспитания традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма начиная с дошкольного возраста.
Проведенное педагогами исследование познавательной и социально-коммуникативной сферы дошкольников группы показал низкий уровень знаний о культуре и традициях своего народа. Дети с трудом называют город, область, улицы, достопримечательности, животных растения, птиц родного края. А также не знают народных игр, во что играли и откуда к нам пришла игрушка. Замечательных людей севера таких как Ломоносов, Писахов, Шергин. Не владеют знаниями о разнообразии декоративно прикладного творчества. Ограничены знания о труде взрослых, главных предприятиях города, профессиях людей, трудящихся на севере.
В дошкольном возрасте изучение традиций своего народа, это прежде всего обогащение знаний о своей малой Родине, о городе в котором ребенок растет, его достопримечательностях, природных богатствах, растительном и животном мире о семье, ее традициях, культуре и быте своей области. Это и знакомство с художественной литературой писателей севера и декоративно прикладным творчеством, устным народным творчеством.
Цель мероприятий : Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о культурных традициях родного края.
Систематизировать представления о культуре и традициях родной страны России, родного края.
-Установить активное взаимодействие между детьми, родителями и педагогами ДОО.
-Знакомить с достопримечатльностями родного города, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
-Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
-Развивать ручную умелость.
-Пополнить развивающую среду
-Воспитывать интерес к изучению народных традиций, любовь к родному краю.
Формы организации
-Экскурсии к природным и социальным объектам
-Тематические занятия
-Мастер классы
-Праздники и развлечения
-Дидактические игры
-Театрализованная деятельность
-Организация мини-музеев, выставок
- экскурсии к природным и социальным объектам города
Целью экскурсий является просвещение дошкольников по темам «растительный мир родного города». Знакомство с деревьями и кустарниками родного края, а также развивает умение ориентироваться в городе, познакомиться с названиями улиц, социальными объектами и их значением в жизни людей. Экскурсия к северному кванториуму. : ранняя профориентационная работа,предварительная беседа о том, что наш город центр судостроения,имеющий огромное значение для нашей страны в целом. Профессии судостроителей основываются на знании и умении конструировать, составлять алгоритмы и программы, чертежи будущих конструкций кораблей и лодок. И Дошкольники узнают, что в кванториуме уже можно заниматься начиная с дошкольного возраста судомоделированием, робототехникой, работой на компьютере, легоконструированием. Все эти занятия способствуют цели вырасти настоящим патриотом своей страны. работать на благо своей родины. Воспитывает патриотизм активную, гражданскую позицию.
Серия занятий в центре НКО,Лешуконское землячество. Рассматривание старинных предметов народного быта народов севера :короба, шкатулки самовары,различная утварь,посуда наших предков. Ребята смогли не только посмотреть,но и потрогать все это своими руками. А также предметы с изображением Мезенской росписи:дощечки. подносы,туески. Здесь же ребята рассмотрели вязаные вещи шерстяные носки,рукавицы. Имели возможность потрогать сарафаны,.Дошкольники на этих занятиях получали представления о том как жили наши предки,что носили,из чего ели и в чем хранили продукты.
Посещение выставочных залов в дхш
Как художники изображают природу родного края. Ребята получают знания о различных техниках рисования, о цветах и о том, что свою любовь к родной природе можно выразить с помощью рисунка.
- тематические занятия.
Циклы по темам «природа родного края»
«Животные севера» «традиции и обычаи поморов» например мы знакомили детей с такими традициями -что хлеб поморы нарезали стоя, основным промыслом было: добыча соли, рыбы резьба по кости, гончарное дело уходя в море, поморы брали с собой на удачу кулебяку. Самая древняя традиция-не запирать дверь на замок, «чем играли наши предки.».
«Северодвинск в годы войны». Как северяне защищали свой город. Какие улицы названы в честь героев. Торцев, Воронин, Коновалов и др
Занятие «В защиту Северной Двины» дети изучали подводный мир Северной Двины, эко систему родного города. Учились беречь природу, сохранять ее богатства. Участвовали в региональном конкурсе видеороликов «В защиту Северной Двины» от ВООП. Дети узнали о том, что река и море кормили наших предков. Все поселения древних поморов распологались в устьях рек и вдоль берега Белого моря. Они занимались добычей соли, резьбой по кости, гончарным делом. По традициям поморов группа создала наглядный альбом
Цикл занятий о Ломоносове
музыкальные и спортивные развлечения; знакомство с обрядами на рождество, масленицу.
Праздник оленя. Предварительная беседа с детьми о том,что
Северный Олень – это главная Радость жителей Крайнего Севера :
Основная цель праздника у народов севера сохранять и развивать традици, обряды
коренных малочисленных народов Крайнего Севера и познакомить с ними детей.
Например,устравиают гонки на оленьих упряжках,
соревнования по прыжкам через нарты, метание тынзея (аркан) на хорей (на палку для подгонки оленей, броски пимы в цель, перетягиванию хорея;
готовят традиционные блюда оленеводов, угощают иван-чаем, проводят мастер-классах по росписи козуль и деревянных оленей. Мы в совём мероприятии усторили импровизированные игры по традициям народов севера.
Мастер классы. Роспись козуль, изготовление жаворонков, изготовление кукол, изготовление солнышка, лепка птенцов на пасху.
Беседа с детьми по окончанию проекта показал следующее: знания дошкольников обогатились представлениями о родном городе. Его достопримечательностях, объектах социальной значимости. Дети приобщились к историческим и культурным ценностям общества, получили элементарные знания об истории создания народной игрушки, у них обогатился художественно-эстетический вкус, ручная умелость и творческие способности, зародилась основа любви к родному краю и уважение к поморским традициям. Дошкольники стали лучше ориентироваться в мире животных и растений родного края. Уровень речевого развития приблизился к норме большинства детей.
Организуем выставки и мини музеи по темам «Народная игрушка», мини-музей «изба». Применяем такую форму работы с родителями как «Гость группы». Используем театрализованные постановки народных сказок. Игры -инсценировки потешек, пальчиковых игр. Знакомим с частушками Знакомим детей с народными подвижными играми. опыт распространения проекта на региональный, городской уровни. Результаты предварительного опроса показывают положительную динамику в усвоении детьми материала по народному творчеству.
Таким образом,
Вследствии осуществления перечисленных мероприятий накоплен богатый материал: составлено перспективное планирование, разработаны конспекты тематических занятий, мастер-классов и творческих мастерских с детьми и, созданы наглядные пособия, собрана картотека мультимедийных презентаций по ознакомлению с традициями Родного края. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, и является благодатной почвой для художественного творчества детей дошкольного возраста.
Педагоги группы организовывали взаимодействие с родителями через социальные сети. задавали интересующие вопросы, обменивались видео, аудио и фотоматериалами. Участники образовательного процесса организовывали комментирование мероприятий и занятий. Воспитатели выкладывали полезные ссылки по той или иной теме, знакомили с планом работы по проекту. Еще одна из форм взаимодействия-сайт детского сада. Педагоги составляли статьи по мероприятиям с фотографиями и публиковали на сайте учреждения Обновляемая на сайте информация привлекает повышенное внимание родителей и создаёт открытое пространство для взаимодействия и со специалистами.