Елена Баранникова
Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей (воспитание бережного отношения и любви к природе). Старший дошкольный возраст
Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В своей работе мною было выбрано интегрированное развитие по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Считаю, что в наше время важно формировать с дошкольного возраста у ребёнка осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
В ходе своей работы я составила перспективный план работы по экологическому развитию детей.
Определила следующие задачи развития:
1. Формировать обобщённые представления о признаках природных объектах и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
2. Закреплять представление о сезонных изменениях, поведения птиц, животных;
3. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);
4. Воспитывать любовь к природе, заботливому отношению к растительному, животному миру;
5. Развивать эстетическое восприятие природных явлений;
6. Приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы, на огороде, на цветнике.
Мною была изучена литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. С. Н. Николаева «Юный эколог»;
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»;
4. 4. Н. Ф. Губанова «Театральная деятельность дошкольников : 2-5 лет»;
5. Статьи из периодического издания «Дошкольное воспитание»;
6. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки о явлениях в неживой и живой природе,
7. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
В своей работе я использую разнообразные формы организации детей : интегрированные и комплексные тематические занятия. С целью повышения результативности образовательного процесса применяю такие методы как:
1. Наблюдения (уголок природы, участки);
2. Целевые прогулки;
3. Рассказы, беседы, чтение художественной литературы;
4. Дидактические игры, игровая деятельность;
5. Экспериментально-опытническая деятельность;
6. Подвижные игры, игры с правилами;
7. Игры-путешествия, мини-этюды, игры-импровизации.
Далее, подобрала материал для предметно- развивающей среды таким образом, чтобы обеспечить детям доступный выбор игр, пособий для самостоятельной деятельности.
В уголке природы были подобраны картотеки, альбомы, для рассматривания иллюстраций о природе, птицах, настольно-печатные игры экологического содержания, наборы открыток, образцы песка, почвы, коры деревьев, муляжи овощей, фруктов, грибов.
Для экспериментально-опытнической деятельности детьми используются : различные ёмкости для воды, сыпучих; материалы и предметы для экспериментирования: краски, брызгалки, трубочки, пластмассовые стаканчики, воронки, лейки, магниты, увеличительные стёкла.
В центре книжного уголка оформила подборку тематической литературы о природе, о растениях, о здоровье человека: стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
В центре физического развития были подобраны атрибуты для подвижных игр, альбомы о здоровье, о способах предупреждения травматизма.
В центре изобразительной деятельности регулярно оформляю выставки овощей, фруктов, осенних листьев, поделки из природного материала. Для рассматривания выставлялись иллюстрации, картины-пейзажи, натюрморты. Также использовались предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, соломы и др. материалов.
В центре музыкальной и театрализованной деятельности подобраны коллекции музыкальных произведений: песни, сказки о животных, о растениях, фонограммы голосов птиц, природных шумов, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. Используются в играх -импровизациях маски птиц, животных, сказочных персонажей.
В центре игровой деятельности подобраны дидактические игры «Зоологическое лото», «Зоопарк», «Кто, где живёт?», «Кто, что кушает?», «Этажи леса», атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Мною были изготовлены дидактические игры - «Что сначала, что потом?», «Времена года», «Собери картинку».
Я считаю, что учебно-воспитательский процесс будет успешно осуществляться в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Поэтому я провожу консультации для родителей:
«Живая природа», «Зелёный мир на окне», «Как научить ребёнка беречь природу»;
Беседы: «Волшебная вода», «Игры с песком и глиной»;
Оформляю папки – передвижки по экологическому воспитанию.
Универсальным средством экологического воспитания является проектная деятельность. Мною были выбраны проекты - «Птицы», «Растения».
Проект «Птицы»
Цель: Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах их образе жизни, о связи с окружающей средой;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам и любовь к природе;
- учить детей правильно подкармливать птиц;
-познакомить детей и родителей с видами кормушек, способами изготовления их из разного материала;
- заинтересовать родителей заниматься природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей;
-воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
При ознакомлении детей с птицами были проведены акции «Птичья столовая», «Чистое утро», где активное участие принимали родители. Они вместе с детьми изготовили кормушки разных видов, из разных материалов. Также приносили корм для птиц в холодный период года. С детьми были проведены эксперименты - «Каким кормом разные птицы питаются?» ; «Где легче птицам добыть корм - на расчищенной площадке или на площадке, засыпанной снегом?».
Детьми была выполнена коллективная работа «Дом птиц», где дети использовали навыки аппликации, рисования, из различных материалов (бумага, пряжа, маленькие веточки) изготавливали гнёзда птиц.
Проект «Растения»
Цель: - учить сравнивать природные объекты (семена овощей) по признакам сходства и различия;
- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;
- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
-развивать речевые навыки, обогащать словарь.
Особое место для экологического воспитания в группе имеет центр экологии. Здесь дети с удовольствием ухаживают за растениями, выполняют трудовые поручения, дежурства (полив, рыхление, протирание листьев от пыли, участвуют в пересаживание или посадке растений.
В течении года в группе был организован «Огород на подоконнике». Дети с удовольствием занимались посадкой лука-севка, овса, газонной травы, фасоли, гороха. Вели ежедневные наблюдения, зарисовывали результаты посадок, развития растений, сочиняли экологические сказки с продолжением.
В ходе проекта была собрана библиотека семян овощей, составлены рассказы-сказки о растениях, алгоритмы развития растений, схемы.
Итоги проделанной работы
При анализе проведённой работы можно сделать выводы о результатах проделанной работы.
Дети стали более внимательными, они с интересом слушают, задают вопросы. Научились рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов, объектов природы, растений и птиц. Свои знания дети используют в самостоятельной экспериментальной деятельности, в игровой деятельности. У детей проявляется активность по охране окружающей среды как на территории детского сада, так и за пределами его. На основе сотрудничества с родителями возникают доверительные взаимоотношения, их положительное восприятие на развитие и воспитание детей.