Наталья Перова
Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников
Здоровье ребенка – это самое ценное, самое дорогое, что есть у него и его родителей. Задача детского сада – сохранить и приумножить эту ценность, планируя и организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, их физического развития. В нашем детском саду жизнь каждого ребенка строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности. Время, отведенное для организованной деятельности ребенка, разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов. Дозируются объемы предлагаемых детям заданий, физические нагрузки контролируются количеством и качеством выполняемых движений. При этом учитывается не только возраст, но и индивидуальные особенности детей.
Публикация «Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два раздела: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и физическую культуру. Каждый из разделов имеет цели и задачи, основными из которых являются: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Для реализации поставленных образовательным стандартом целей в нашем детском саду сложилась определенная система работы по оздоровлению детей и приобщению их к основам здорового образа жизни, включающая; организацию РППС, использование здоровьесберегающих технологий, разнообразных видов гимнастик, физкультминуток, соблюдение режима двигательной активности, организацию и обеспечение рационального сбалансированного питания, занятия физической культурой и занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. Также необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития является организованная система взаимодействия с семьями воспитанников.
Хотелось бы рассказать о проводимых нами мероприятиях по приобщению детей к основам здорового образа жизни подробнее.
В каждой возрастной группе детского сада организована «Зона активной деятельности» (физкультурный уголок) с набором всевозможного оборудования, как традиционного, так и нетрадиционного (это корригирующие коврики, скакалки, мячи, ленты, флажки, кегли, мешочки и многое другое. Это место в группе, где дети в течение дня могут организовывать подвижные игры, развивать свои физические навыки и умения. Ребята могут играть в мяч, прыгать, метать в горизонтальную цель и т. д. Оборудование находится в доступном для детей месте.
Для создания благоприятной эмоциональной атмосферы мы используем в работе здоровьесберегающие технологии, одной из которых является психогимнастика.
Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на преодоление барьеров в общении, понимание себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.
Для развития мелкой моторики, памяти и связной речи детей проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. В чем польза пальчиковой гимнастики для ребенка?
• Во-первых, пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание, что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура.
• Во-вторых, развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (застёгивание пуговиц и т. д.).
• В-третьих, высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики:
1. Нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;
2. Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;
3. Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушений зрения и в качестве снятия зрительного утомления. Эти упражнения также способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажерам и некоторых движениях глазными яблоками и веками.
Также мы используем в работе артикуляционную гимнастику - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, которые помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть его уже сложившиеся нарушения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком. Ее целью является создание у детей бодрого настроения, повышение возбудимости центральной нервной системы, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.
А после дневного сна проводится гимнастика пробуждения. Она направлена на постепенный переход от сна к бодрствованию. Данный вид гимнастики способствует поднятию настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, сохранению и укреплению здоровья детей.
Для соблюдения режима двигательной активности детей обязательно проводим физкультминутки и подвижные игры. Физкультминутки - динамические паузы, проводимые на занятиях в ДОУ, состоящие из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную усталость, успокаивают нервную систему.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Правильно организованное питание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Для лучшего восприятия блюд мы используем красивую сервировку стола к приему пищи. Дети осваивают не только приемы правильной сервировки, но и учатся пользоваться столовыми приборами. Прием пищи происходит в спокойной атмосфере, без спешки, что способствует лучшему усвоению блюд. Чтобы блюда для детей стали более привлекательными и из категории нелюбимых стали желанными и полезными, используются различные приемы и методы: создание проблемных ситуаций, их обыгрывание; просмотр слайдов; встреча с любимыми героями сказок.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в нашем дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения, поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.
Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное физическое развитие, совершенствуют умения и навыки в основных видах движений, воспитывают красоту, грациозность, выразительность движений, формируют правильную осанку.
Кроме того, в процессе организованной образовательной деятельности, во время дидактических игр, индивидуальной работы с детьми мы делаем акцент на формировании понятия здорового образа жизни и компонентах его составляющих: соблюдение режима дня, занятия спортом и физической культурой, здоровое питание, позитивное настроение.
Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. В нашем детском саду сложилась определенная система взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги совместно с медицинскими сотрудниками проводят консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдении личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.
Наша работа с семьями направлена на:
- Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в ДОУ и домашних условиях.
- Повышению мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
- Сплоченность коллектива и доброжелательного отношения между детьми и родителями.
В работе с семьей по формированию здорового образа жизни у детей мы используем различные формы работы :
- информационные буклеты;
- тематические выставки;
-семейные газеты;
- информационные уголки здоровья;
- консультации;
- родительские собрания;
- спортивные праздники и развлечения;
-«Недели здоровья»;
- дни открытых дверей.
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем родителям помогать ребенку делать по утрам утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр. Используя веселую музыку, выполнять с ребенком различные танцевальные движения, сделать спортивный уголок, где ребенок будет развивать физические качества, двигательные навыки, укреплять здоровье, использовать тренажеры, занятия на которых принесут ребенку радость, бодрость, силу и самостоятельность.
Важен родительский пример привычки здорового образа жизни, а не просто поручение.
Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней или физических дефектов. 3доровье — это величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.