МААМ-картинки

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Елена Кустовская
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование у дошкольников нравственно – патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям малой Родины, активизируя познавательные интересы воспитанников в рамках проектной деятельности».

Подготовила воспитатель средней группы Кустовская Е. В.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Академик Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Пчелка» ведется согласно рабочей программы «От рождения до школы» Е. Н. Веракса. В разделе «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», где обозначены следующие задачи:

Нравственное воспитание.

1. Сформированы такие качества, как скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок.

2. Умеет извиняться перед сверстником за причинённую обиду.

Развитие социального и эмоционального интеллекта.

1. Проявляет социально-нравственные качества : личностные отношения ребё нка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками.

Развитие общения.

1. Сформированы доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращают внимание на хорошие поступки друг друга.

2. Умеют играть коллективные игры.

Формирование личности ребёнка.

1. Проявляет социально-нравственные качества : самоуважение, чувство собственного достоинства, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Усвоение общепринятых норм поведения.

1. Сформированы основы культуры поведения и вежливого общения: о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

«Ребенок в семье и сообществе»

Семья.

1. Сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.

2. Имеет представления о семье, её членах, о родственных отношениях.

3. Знает, какие обязанности есть у ребёнка по дому.

Детский сад.

1. Знаком с детским садом и его сотрудниками.

2. Умеет свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

3. Проявляет навыки бережного обращения к вещам, умеет использовать их по назначению, ставить на место.

4. Знаком с традициями детского сада, замечает изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада.

5. Участвует в обсуждении и посильном оформлении группы, создает её символики и традиций.

Проектная деятельность.

1. Развиты первичные навыки в проектно - познавательной деятельности, участвует в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.

«Ознакомление с социальным миром»

Образ Я.

1. Сформиронны представления о росте и развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и будущем.

2. Имеет первичные представления о школе.

3. Сформированы первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

4. Называет своё имя, фамилию, возраст.

Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями).

1. Имеет элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности.

2. Знаком с различными профессиями (водитель, почтальон, продавец, врач и т. д.).

3. Развиты представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Родная страна.

1. Проявляют любовь к родному краю.

2. Сформированы представления о правилах поведения в общественных местах.

3. Рассказывает о самых красивых местах родного села, его достопримечательностях.

4. Знаком с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

5. Знаком с доступными их пониманию представления о государственных праздниках.

6. Рассказывает о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:

-организацию предметно-развивающей среды;

-ООД;

-беседы;

-чтение тематической литературы;

-индивидуальные, дидактические, развивающие игры;

-самостоятельная деятельность в уголке нравственно – патриотического воспитания;

-культурно – досуговые мероприятия;

-проектная деятельность;

-работа с родителями.

В группе создана предметно-развивающая среда для формирования у детей нравственно – патриотического воспитания, имеются разнообразные материалы для творчества, наглядный материал, тематическая литература.

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации «Труд в детском саду», «Наш детский сад», Д/и «Профессии», «Мой дом» Семейный альбом, открытки «Ставропольский край», портреты художников, народных умельцев, сборники поэтов, рассказы о войне, репродукции картин, альбом «Достопримечательности села», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Тематические папки на тему «История возникновения села», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной Войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности села», «Архитектура», «Спорт»

Карта, глобус, атлас нашей планеты.

«Декларация прав ребенка»

Подбор картинок «Государственные праздники»

Энциклопедия для детей «Россия» (климат, география, природа, транспорт, праздники)

Музыкальный плакат «Государственные символы Российской Федерации», тематический альбом «Россия»

Карточки для занятий «О музеях и выставках Москвы»,

Демонстрационные картинки «Награды войны», «Города – герои», «Дети - герои», «Герои войны», «Природа России», «Экология России», «Народные промыслы России». «Народы России и ближнего зарубежья», «Защитники Отечества», «Великая Отечественная война в произведениях художников»

Дети с удовольствием участвуют в беседах по теме «Труд в детском саду», «Наш детский сад», «Профессии», «Мой дом», «Достопримечательности села», «Народные промыслы», «Экология России», «Природа России», «Защитники Отечества».

Активно участвуют в проектной деятельности, так в декабре прошел двухнедельный проект «Родина моя – село родное», где дети совместно с родителями изготовили рукописный журнала «Улицы нашего села» и кулинарную книгу «Рецепты нашей семьи». В течение проекта прошли следующие мероприятия:

Беседа с детьми на тему «Александровское - моя малая Родина»

Беседа «Моя мама – лучшая хозяйка»

Беседа «Природа моего села»

Беседа «Наш любимый детский сад»

Беседа «Символика края и села»

Беседа «Моя дружная семья»

Открытое занятие Презентация «Достопримечательности нашего села»

Просмотр презентации «Село мое родное»

Рассматривание альбома «Символика края и села»

Конструирование «Построим модель микрорайона».

Рассматривание фотографий «Культурные здания нашего села».

Рассказывание легенды «О Вдовином колодце»

Рисование «Березка-символ Родины моей»

Рисование «Наша улица – улица Пчелка»

Коллективная аппликация «Детский сад – Рябинушка»

Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть

В. Шаляпина «Мое село»

Л. Шубной «Мое село на Ставрополье». А. Линев «Александровское»

«Мое село» Анатолий Минаков. Е. Благинина «Вот так мама»

С. Михалков «Моя улица»

С. Маршак «Почта»

Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Юлиан Тувим (пер. С. Михалкова) «Овощи»

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье

Дети активно и с желанием участвуют в художественно - эстетической деятельности. Так на занятиях и свободной деятельности дети рисуют рисунки «Моя семья», «Нарисуй свой дом», «Любимый детский сад».

В декабре было проведено открытое занятие «Достопримечательности села Александровского», детям была подготовлена презентация «Достопримечательности села», знакомила их с культурными зданиями нашего села, с их адресом, вспоминали домашние адреса, рисовали с детьми дома, строили свою улицу и давали ей название.

В январе прошло развлечение «Российская Армия меня бережет», во время развлечения была показана презентация «Ряда войск», где дети познакомились с рядами войск в Российской Армии, с памятными местами боевой славы, спели песню «Будем солдатами» и прошли полосу препятствий, после чего дети получили заслуженные медали.

С детьми были запланированы и проведены виртуальные экскурсии в музей, к мемориалу «Боевой славы», к танку, к календарю отчета дней до дня Победы.

Дети проявляют положительный эмоциональный отклик на предложение поиграть в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры. Так же участвуют в изготовлении дидактического материала для занятий. Активно принимают участие в коллективной и самостоятельной деятельности.

В 10 декабря 2020 прошло родительское собрание по теме «Формирование у дошкольников нравственно – патриотического воспитания через приобщение к истории, культуре и традициям малой Родины, активизируя познавательные интересы воспитанников в рамках проектной деятельности.».

10.12.2020 Родительское собрание

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей в данной области.

Повестка.

1. Доклад по теме «Роль ребенка в семье».

2. Мини – лекторий «Позиция ребенка в семье»

3. Презентация семьи «Самая, самая семья…»

4. Информация «Патриотическое воспитание детей 4-5 лет через проектную деятельность».

5. Памятка «Как воспитывать нравственно - патриотические чувства у дошкольника»

Консультации:

- «Патриотическое воспитание детей 4-5 лет»». 09.12.2020

- «Роль семьи в патриотическом воспитании детей». 14.12.2020

1. Папка-ширма: «Моя малая родина». 22.12.2020

2. Папка-ширма: «Знаменитые земляки». 11.01.2021

3. Рекомендации по подбору книг по патриотическому воспитанию детей 5-го года жизни. 15.01.2021

4. Гостиная «Роль книг в патриотическом воспитании детей 4-5 лет». 20.01.2021

5. Стенгазета, посвящённая 9 Мая. Май 2021г.

6. Папка-передвижка «Освобождение села Александровского». 18.01.2021

Папки-ширмы:

- «Воспитание любви к родному селу в семье и детском саду». 10.02.2021

Семейный опыт семьи Проценко по теме «Воспитание патриотических чувств у ребенка через ознакомление с природой родного села». Сентябрь 2020г. – май 2021г.

ВЫВОД: Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по нравственно – патриотическому воспитанию в группе «Пчелка» показал следующие результаты: на начало 2020 учебного года – 3,1 балла (78%, на период январь 2021 года - 3,5 б. (88%). Динамика составила - 0,4 б. (10%). Этому способствовала систематическая работа с детьми, используя разнообразные формы работы и инновационные технологии, проектная деятельность. Дети активно участвуют в играх, беседах, проектной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.

Прогнозирование:

1. Продолжать работу по нравственно – патриотическому воспитанию через проектную деятельность с детьми в средней группе «Пчелка», используя инновационный подход.

2. Проводить индивидуальную работу с детьми в течение всего дня, согласно результатам данных педагогического наблюдения.

3. В мае, на родительском собрании обобщить семейный опыт семьи Проценко по теме «Воспитание патриотических чувств у ребенка через ознакомление с природой родного села».

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 12:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кустовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД