Грасс Ульяна
Опыт работы по изучению с детьми дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Грасс У. С.
На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.
Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения со второй младшей группы. В план работы вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения также ориентируюсь на программу «Школа дорожных наук» О. В. Старцевой и программу "Три сигнала светофора" Т. Ф. Саулиной.
Публикация «Опыт работы по изучению с детьми дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
Уже со второй младшей группы ставила задачу: "Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора".
Для того, чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начинать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, осуществляю связь между всеми разделами программы. По всем образовательным областям и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.
Знакомлю детей с ПДД систематически и последовательно, усложняя программные требования от образовательной деятельности к образовательной деятельности и от группы к группе. Начиная с младшей группа во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх обращаю их внимание на движение пешеходов, транспорта, называю цвета светофора, знакомлю с улицей, активизирую словарь: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Все знания полученные во время прогулки воспитанники закрепляют на занятиях по художественно-эстетической деятельности: наклеивании светофора, рисование пешеходного перехода и т. д. ; на формировании элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги, техники оригами - светофор. Действия сопровождаю словами, например: «Мы с вами нарисовали пешеходный переход, кто по нему переходит, как его можно назвать по-другому?». Провожу подвижные игры: «Автобусы», «Веселый трамвайчик», «Будь внимателен!», игр - аттракцион «Внимание, пешеход!». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
В средней и старшей группах сведения о правилах дорожного движения связываю в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. В старшей группе обыгрываю правила дорожного движения в различных видах игр. Все дети старшей группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до детского сада.
В 2016 года для детей всех возрастных групп было проведено спортивное развлечение по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения : «Эстафеты по ПДД».
Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в группе и ДОУ: Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. М., 2005., Богданович А. Пешеходу - малышу. М., 1974., Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987., Пишумов Я. Машины. М., 1980., Романова Е. А., Малюгин А. Б. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2011., Садовская Л. Дорожная азбука в картинках. М. 2005.
В своей работе использую имеющиеся в группе большой выбор дидактических игр, картины и иллюстрированные пособия по правилам дорожного движения, часть из которых изготовлены своими руками и совместно с детьми :
"Книжка - малышка по ПДД", "Что лишнее?" - по теме "Транспорт",
"Половинки ПДД", "Светофорик", "Угадай какой знак", "Транспорт - разрезанные картинки","Назови новое слово - действие" -можно с мячом, "Поставь дорожный знак". Также в группе в процессе изготовления многофункциональный игровой автобус (в виде объемного пуфика) "ПДД, ОБЖ", где будут собрана различные дидактические пособия и игры.
В группе создан центр по ПДД "Умный пешеходик", куда помещены наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Для улучшения работы с детьми собственными руками изготовила: макеты улиц с перекрестками, совместно с родителями - дорожные знаки, светофор.
Знакомлю детей с художественной литературой по правилам дорожного движения :
Рассказ Н. Носова «Автомобиль», А. Иванов. Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили, Б. Житков «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», В. Клименко «Происшествие с игрушками», Я. Пишумов «Юрка живет на другой стороне», Я. Пишумов «Песенка о правилах», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», В. Семеркин «Запрещается – разрешается», С. Михалков «Моя улица», С. Михалков «Светофор», В. Иришин «Прогулка по городу».
Перед собой также поставила важную задачу - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Для реализации поставленной задачи, мною организован родительский клуб «Соблюдая правила, поступаешь правильно!». В рамках работы данного клуба, организуются и проводятся мероприятия различной направленности :
- Акция «Безопасные дороги детям», среди воспитанников и родителей ДОУ;
- Мастер-классы для родителей «Формирование навыков культурного, грамотного пешехода у детей дошкольного возраста», «Пешеходом быть - наука». Через организацию различных проблемных ситуаций находим с родителями правильные, нестандартные решения;
- Выпуск совместно с детьми газеты для родителей «Пешеходик», дети являются авторами и оформителями данной газеты;
- Организации экскурсий, выходов за пределы ДОУ. Данный метод работы является наиболее эффективным и результативным. Так как, выходя за пределы ДОУ, родитель является главным примером для своего ребенка. На своем примере родители показывают детям правильное поведение на дороге в различных ситуациях. К этой деятельности активно привлекаются сотрудники ДПС, которые в игровой форме объясняют и задают вопросы родителям и детям о правилах безопасного поведения на дороге;
- Семинары-практикумы «Этого могло не случится», «Взрослые! Вам подражают!»;
- Организация лектория для родителей. Повышение компетенции родителей в области знаний о ПДД.
- Видеоролики с участием детей. Дети рассказывают о правилах дорожного движения, о ценности детской жизни, мотивируя тем самым своих родителей к соблюдению ПДД. Данные видеоролики выставляются на сайте нашего учреждения и открыты для всех посетителей сайта. Информация в данном формате также представляется остальным участникам образовательного процесса, например: родительских собраниях, семинарах и т. д.
- Разработка совместно с родителями маршрута «Мой безопасный путь».
Также реализуя работу в данном направлении, организую детско-родительские праздники и развлечения «Папа, мама, я – Светофорчика друзья» и др., цель которых, создание благоприятных условий для доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы взаимодействия в родственной диаде – «взрослый - ребёнок». Оформляю информационные стенды доступные всем родителям ДОУ.
Систематически участвую с детьми и родителями в выставках и конкурсах по ПДД, различного уровня. Например: конкурс детского рисунка «Друг наш светофор», Всероссийский конкурс «Веселый светофор», для детей дошкольного возраста, за участие в котором была отмечена благодарственным письмом.
Вся выше перечисленная деятельность, позволяет повысить эффективность работы в данном направлении. Наблюдая поведение родителей на дороге, можно отметить, что их отношение к данной проблеме изменилось, количество родителей нарушавших правила дорожного движения в присутствии детей уменьшилось.
В 2014 году участвовала в конкурсе " Воспитатель года", тема: «Положительный пример родителей, как мотивация к соблюдению ребенком безопасного поведения на дороге», где получила диплом участника и благодарственное письмо от главного государственного инспектора безопасности движения по г. Красноярску и г. Дивногорску "За личный вклад в воспитании детей, а также активную работу в сфере профилактики и предотвращении детского дорожно-транспортного травматизма г. Красноярска".
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, уверена, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах.
Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.